Новый российский стелс-истребитель - сделка, достойная злодея Бонда

Это шах и мат, мистер Бонд: что нужно знать о загадочном новом истребителе из России и его поверхностном сходстве с F-35.

Отредактировано 2023-25-06
Американский самолет F-35 в 2014 годуАмериканский самолет F-35 в 2014 году.

В субботу на всеобщее обозрение была выставлена затянутая брезентом форма нового российского самолета. Ростех", российский оборонный гигант, планирующий представить новый самолет на выставке вооружений МАКС-2021 на этой неделе, разместил фотографию самолета под брезентом с подписью, дразнящей предстоящее раскрытие. Это был, пожалуй, самый громкий способ объявить о новом стелс-самолете.

Самолет, созданный дочерней компанией Ростеха - Объединенной авиастроительной корпорацией, более чем немного похож на F-35, многоцелевой стелс-истребитель США, на разработку которого ушли десятилетия. С раздвоенными угловатыми хвостами, более узким фюзеляжем, предполагающим наличие только одного двигателя, и крыльями неясной формы, напоминающими ромб, он полностью соответствует дизайну F-35.

В то время как существует широкий спектр прототипов стелс-истребителей, серийные модели остаются в рамках гораздо более узкого форм-фактора, ограниченного пределами как полезных стелс-функций, так и аэродинамики.

Выставка вооружений МАКС - это возможность для российской промышленности познакомить общественность с новыми поколениями своих флагманских машин, а для более мелких игроков - представить прототипы и концепты потенциальным покупателям. На предыдущих мероприятиях МАКСа были представлены новые гибридные беспилотники и продемонстрированы более компактные альтернативы основным рабочим лошадкам военной авиации - беспилотным самолетам.

новый российский стелс-самолетРоссийский стелс-истребитель - одномоторная загадка. Ростех

Как сообщает AP, Ростех хвастается, что эта крытая машина - "принципиально новый военный самолет", поставляемый "одной из немногих стран в мире, обладающих мощностями полного цикла для производства передовых авиационных систем, а также признанным законодателем мод в создании боевых самолетов".

Тизер самолета, который, как мы теперь знаем, называется Checkmate, был замечен родственным изданием PopSci - The War Zone - в начале этого месяца.

Ростех заявил, что самолет будет оснащен искусственным интеллектом в том или ином качестве, но где этот искусственный интеллект будет находиться - между улучшенным компьютером целеуказания или чем-то, приближающимся к автономному полету, - пока сказать невозможно.

Вот как выглядит его задняя часть:

Этот единственный двигатель особенно важен, так как он сравним только с F-35 с точки зрения современных стелс-истребителей. Двойные двигатели, как на F-22 или российском Су-57, обеспечивают большую скорость и надежность, но ценой увеличения стоимости, веса и сложности обслуживания.

Даже дешевые стелс-самолеты не являются, по любым разумным стандартам, дешевыми. Цена Checkmate, по словам главы "Ростеха" Сергея Чемезова, составит около 25-30 миллионов долларов, что гораздо дешевле, чем стоимость F-35A в 78 миллионов долларов за штуку в 2021 году. Число стран, которые могут потратить 30 миллионов долларов за крыло истребителя, больше, чем число тех, кто может позволить себе F-35A за 78 миллионов долларов.

Несколько стран, помимо США, летают и эксплуатируют F-35, что делает его редким стелс-истребителем с экспортным рынком. Вполне вероятно, что Россия рассматривает Checkmate как способ конкурировать в том же пространстве. Если дисбаланс в стоимости останется прежним, и "Шахматы" будут стоить менее половины цены серийной модели F-35, это, безусловно, поможет.

Еще одним преимуществом для заказчиков Checkmate является то, что планируемый радиус боевого применения нового самолета составляет 930 миль, что примерно на 250 миль больше, чем может преодолеть F-35 без отделки или без топлива. (Внешние топливные баки, давно разрабатываемые, могут увеличить дальность полета F-35, но эти баки делают его менее скрытным).

В долгосрочной перспективе существует огромный разрыв между представлением прототипа самолета и серийным производством стелс-истребителя для экспорта. Длительная эпопея разработки F-35, когда между концепцией и производством прошло почти два десятилетия, не является обязательным условием для любой другой страны, создающей новый стелс-самолет. Тем не менее, всегда существует вероятность того, что планер самолета будет сопряжен с проблемами, что на доработку кода, необходимого для управления самолетом, уйдут годы, и что в процессе могут возникнуть новые сложности.

Если Checkmate сможет выполнить свои обещания, в том числе и по цене, он станет ценным противовесом в небе над будущими полями сражений. Но прежде чем это произойдет, его нужно поставить на борт.

Смотрите видео ниже, чтобы узнать больше: