Истребитель Rafale - это военный самолет с "французской ноткой

Индонезия закупает 42 многоцелевых самолета. Вот все, что нужно знать о самолете из Франции, который летает в разных формах уже несколько десятилетий.

Отредактировано 2023-17-06
истребитель RafaleRafale на Парижском авиасалоне в 2019 году.

В прошлом месяце ВВС Индонезии стали восьмыми по счету военно-воздушными силами, выбравшими французский самолет Rafale. На сумму 8,1 миллиарда долларов они закупают 42 самолета F3R, которые являются четвертой версией этих самолетов.

Rafale - это многоцелевой самолет: Он может вести воздушный бой или сбрасывать бомбы на цели в воздушно-наземном бою, а благодаря камерам, радарам и другим датчикам может использоваться для сбора разведывательной информации. Он выпускается в одноместном и двухместном вариантах и произносится как "Ра-фааль", с ударением на второй слог. Этот самолет, изначально разработанный для ВВС и ВМС Франции, за последние семь лет также поступил на вооружение Египта, Индии, Катара, Греции, Хорватии и Объединенных Арабских Эмиратов. Франция использовала его в Афганистане, Ливии, Ираке, Сирии и Мали, где в 2013 году он совершил самую продолжительную на сегодняшний день миссию, пролетев девять часов и 35 минут. Rafale означает "порыв", как ветер.

Вот что нужно знать об этом французском самолете.

Плавное переключение данных

Самолет Rafale был разработан и производится компанией Dassault Aviation, основанной в 1929 году Марселем Дассо и до сих пор находящейся под контролем его потомков. Он выпускается в трех вариантах: двухместная и одноместная модели для ВВС и одноместная модель для ВМС, которая имеет модифицированное шасси и крюк для посадки на авианосец.

Бывший пилот ВВС Франции, знакомый с Rafale, который беседовал с корреспондентом Popular Science (при условии, что его имя не будет названо), объясняет ключевое различие между Rafale и Eurofighter Typhoon - боевым самолетом, который совместно разрабатывают Италия, Германия, Испания и Великобритания.

"На Rafale вы можете взлететь на задание "воздух-земля" и во время полета перейти на задание "воздух-воздух", а затем снова перейти на первоначальное задание без потери исходных данных. На Typhoon вы также можете переключаться, но огромная разница в том, что при переключении вы теряете все, что было подготовлено для первоначальной миссии", - объясняет он.

Он добавляет, что Typhoon также может выполнять задачи "воздух-воздух" и "воздух-земля", "но если пилот должен переключиться во время полета с одного на другой, это очень сложно, а на Rafale - очень просто".

Матье Дюран, представитель Dassault Aviation, рассказал Popular Science, что "мы думали, что легкий и многоцелевой самолет будет легче продать. [Хотя в то время это было спорно, сейчас это приносит свои плоды".

Разработка самолета заняла много времени. Демонстратор полетел 4 июля 1986 года. Поскольку все прошло успешно, программа была официально запущена в январе 1988 года, первый прототип поднялся в воздух 19 мая 1991 года, а первый Rafale F1 был поставлен ВМС Франции ровно через десять лет, 18 мая 2001 года.

Компания Dassault произвела только 10 самолетов Rafale F1. Они предназначались "только для миссий "воздух-воздух" французских ВМС, потому что они очень спешили заменить свои 35-летние "Крестоносцы", - говорит Дюран. Французские ВВС получили первые многоцелевые версии F2 в 2006 году, которые были оснащены ограниченным количеством оружия. Два года спустя была поставлена версия F3 с новым радаром. Версия F3R, введенная в эксплуатацию в 2019 году, оснащена новыми системами вооружения.

"Внешне все эти версии выглядят одинаково", - объясняет он.

истребитель Rafale на землеРазмах крыльев составляет около 35 футов. © Dassault Aviation - В. Альманса

Откиньтесь назад и расслабьтесь

И все это в довольно маленькой машине, которую можно припарковать на теннисном корте. Длина Rafale составляет 50 футов при размахе крыльев около 35 футов, что делает его примерно такого же размера, как F-35. Для сравнения, новейший F-15, F-15EX Eagle II, на 10 футов длиннее и на 8 футов шире. Высота Rafale от земли до кончика хвоста составляет около 17 футов, что всего на 1,2 фута короче, чем у F-15EX. Как и F-15 EX Eagle II, Rafale имеет два двигателя. Бывший пилот говорит, что они придают ему маневренность. "Вы теряете тягу, когда делаете поворот, но на Rafale вы очень быстро ее восстанавливаете", - говорит он.

Пьер-Анри Шуэ, бывший пилот Rafale ВМС Франции, закончил свое обучение в США на самолете T-45 Goshawk, "который по ощущениям очень похож на F-18", - говорит он, поэтому он хорошо представляет себе, как американские пилоты истребителей могут отреагировать на Rafale.

Он говорит, что сначала их удивит небольшой размер кабины Rafale и два стика, по одному с каждой стороны от пилота вместо одного стика между коленями пилота. Слева находится рычаг газа, а справа - рычаг управления полетом. На каждом стике имеется 14 кнопок и переключателей, и все они имеют несколько функций. Эта система HOTAS (hands on throttle-and-stick), впервые примененная Королевскими ВВС Великобритании в 1950-х годах, означает, что пилот может управлять самолетом и выполнять все жизненно важные функции, не отрывая рук от управления. "Сначала нужно много думать, но потом все становится автоматическим, как при вождении автомобиля с механической коробкой передач", - замечает бывший пилот.

Чует добавляет, что "единственная проблема в том, что мы не можем снять стресс движением рук, поэтому вместо этого мы двигаем ногами!". Подлокотник обеспечивает большую устойчивость, чем центральная палка, "когда вы можете опираться рукой только на бедро, но это трудно, потому что вы часто пристегиваете планшет к бедру".

Когда он впервые сел в Rafale, он был удивлен тем, насколько далеко назад отклонено сиденье. "На самом деле это очень удобно и создает ощущение, что самолет является продолжением вашего тела", - говорит он. Помимо аспекта комфорта, есть и аспект безопасности: угол наклона уменьшает вертикальное расстояние между сердцем и головой пилота, что снижает вероятность потери сознания при сильном воздействии силы тяжести.

Чует добавляет, что американские пилоты "также будут удивлены тем, насколько плавными и реактивными являются органы управления самолетом". Джойстик на F-18 перемещается примерно на четыре дюйма от центра, в то время как на Rafale он перемещается на 0,4 дюйма. Это французский штрих", - смеется он. Но он признает, что для достижения этой плавности Rafale пожертвовал немного "сырой силой".

Что касается грузоподъемности, то он имеет по четыре места под каждым крылом и шесть под брюхом. Версия F3R несет ракету "Метеор" для воздушного боя, 1000-фунтовую AASM для воздушного боя с землей, капсулу "Талиос" для прицеливания и тактической разведки, а также множество другого оружия и датчиков.

"Версия F4 будет иметь гораздо больше возможностей подключения для сетецентрической войны и будет предвосхищать то, что мы будем делать с европейской FCAS, боевой авиационной системой будущего", - отмечает Дюран. Эта версия появится в 2024 году.