Ледяной гигант Уран демонстрирует свои многочисленные кольца на новом снимке JWST

Седьмая планета имеет 13 известных колец и уникальную полярную шапку.

Бледно-голубой Уран с четко детализированными кольцами снятый космическим телескопом NASA James WebbЭто увеличенное изображение Урана, сделанное камерой Уэбба в ближнем инфракрасном диапазоне (NIRCam), открывает потрясающий вид на кольца планеты.

В продолжение своего изображения колец планеты Нептун, полученного в сентябре 2022 года, космический телескоп Джеймса Вебба (JWST) сделал новое изображение ледяного гиганта Урана. Новый снимок седьмой планеты от Солнца был сделан 6 февраля и опубликован 6 апреля. На снимке видны кольца Урана и некоторые яркие особенности его атмосферы.

Снимок был сделан с помощью камеры NIRCam с короткой 12-минутной экспозицией и объединяет данные двух фильтров, один из которых показан синим, а другой - оранжевым. Уран обычно имеет голубой оттенок.

Из 13 известных колец планеты на снимке видны 11. По данным НАСА, некоторые из этих колец настолько яркие, что при наблюдении с помощью JWST кажется, что они сливаются в одно большое кольцо. Девять из них считаются главными кольцами планеты, а два - более слабыми пылевыми кольцами. Изображения этих пылевых колец были получены только космическим аппаратом "Вояджер-2", пролетевшим мимо планеты в 1986 году, и с помощью усовершенствованной адаптивной оптики обсерватории Кек в начале 2000-х годов. Ученые ожидают, что на будущих снимках будут также видны два еще более тусклых внешних кольца, которые космический телескоп Хаббл обнаружил в 2007 году.

Широкий вид Уранической системы с помощью прибора JWST NIRCam показывает планету Уран, а также шесть из 27 известных лун (большинство из которых слишком малы и слабы, чтобы их можно было увидеть на этой короткой экспозиции). Также видна горстка фоновых объектов, включая множество галактик. На этом более широком снимке Уранической системы, сделанном прибором NIRCam системы JWST, видна планета Уран, а также шесть из 27 известных лун (большинство из которых слишком малы и слабы, чтобы их можно было увидеть на этой короткой экспозиции). Также видна горстка фоновых объектов, включая множество галактик. КРЕДИТЫ: НАУКА: NASA, ESA, CSA, STScI Обработка изображений: Джозеф ДеПаскуаль (STScI).

На новом снимке также запечатлены многие из 27 известных лун Урана. Многие из лун слишком малы и тусклы, чтобы их можно было разглядеть на этом снимке, но шесть лун можно увидеть на широкоформатном снимке. Уран относится к категории ледяных гигантов из-за химического состава его недр. Считается, что большую часть массы Урана составляет горячая, плотная жидкость из воды, метана и аммиака над небольшим каменистым ядром.

Среди планет нашей Солнечной системы Уран имеет уникальное вращение. Он поворачивается на бок под углом примерно 90 градусов, что приводит к появлению экстремальных времен года. На полюсах планеты несколько лет постоянно горит солнце, а затем столько же лет царит полная темнота. Для обращения вокруг Солнца планете требуется 84 года, и на ее северном полюсе сейчас поздняя весна. Следующее северное лето на Уране наступит только в 2028 году.

Уран также имеет уникальную полярную шапку на правой стороне планеты. Она видна как просветление на полюсе, обращенном к Солнцу, и, похоже, появляется, когда полюс попадает под прямые солнечные лучи летом, и исчезает осенью. Данные JWST, как ожидается, помогут ученым понять, что стоит за этим механизмом, и они уже заметили едва заметное просветление в центре шапки. НАСА считает, что чувствительность камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam JWST к более длинным волнам может быть причиной того, что они смогли увидеть эту усиленную полярную особенность Урана, поскольку она не была так четко видна с помощью других мощных телескопов.

Кроме того, яркое облако находится на краю полярной шапки, а еще одно видно на левом лимбе планеты. Команда JWST считает, что эти облака, скорее всего, связаны со штормовой активностью.

После того, как Национальная академия наук, инженерии и медицины определила науку об Уране в качестве приоритетной в своем десятилетнем обзоре 2023-2033 годов по планетарным наукам и астробиологии, многочисленные космические агентства планируют провести дополнительные съемки и дополнительные исследования планеты. Это 10-летнее исследование, вероятно, будет включать изучение лун Сатурна и отправку зонда к Урану.

"Отправка флагмана к Урану имеет большой смысл", потому что Уран и Нептун "являются довольно неизученными мирами", - сказал в прошлом году в интервью PopSci Марк Марли, планетолог из Университета Аризоны и директор Лунной и планетарной лаборатории. Марли также назвал будущее исследование "ясноглазым" и сказал, что узнав больше об Уране, ученые смогут понять как формирование нашей Солнечной системы, так и даже некоторых экзопланет.