Какие "потрясающие Землю" доказательства только что обнаружил марсоход Curiosity?

"Один для учебников истории", - говорит главный исследователь Curiosity.

Фотография Марса

Обнаружил ли марсоход Curiosity признаки жизни на прошлой неделе? Пока неясно, но ученые определенно увидели что-то интересное. Все хранят молчание, но потенциальные находки прибора Sample Analysis at Mars, одного из главных инструментов Curiosity по поиску жизни, заставляют наблюдателей за Марсом быть на краю своих кресел.

Главный исследователь Curiosity, Джон Гротцингер, был процитирован на NPR во вторник утром, сказав, что у команды могут быть очень большие новости в ближайшее время. Слово "землетрясение" было выбрано научным корреспондентом NPR Джо Палка. Палка, очевидно, был в офисе Гротцингера, когда на прошлой неделе некоторые данные с SAM начали поступать через Deep Space Network. Гротцингер не стал рассказывать, но его волнение было очевидным: "Эти данные войдут в учебники истории. Все выглядит очень хорошо", - сказал он.

SAM - один из ключевых научных инструментов Curiosity, специально разработанный для поиска доказательств существования в прошлом среды, пригодной для жизни. Он ищет молекулы на основе углерода, которые могут указывать или не указывать на жизнь. Все живое, что мы знаем на Земле, содержит органические молекулы, но органические молекулы могут существовать и без жизни - например, ученые видели признаки углеродных соединений на Плутоне и в других местах космоса. Найти их на Марсе было бы, безусловно, интригующе. По крайней мере, они будут свидетельствовать о том, что на Марсе сейчас или в прошлом мог существовать органический материал. Это может указывать на то, что на нем могла существовать жизнь.

Что он мог найти?

SAM мог обнаружить доказательства наличия органического материала, а мог не обнаружить ничего. Нулевой результат был бы интересен и с научной точки зрения, поскольку он помог бы завершить историю кратера Гейла. Но можно предположить, что главный исследователь Curiosity, вероятно, не стал бы описывать нулевой результат, как результат для учебников истории.

Даже если SAM найдет какие-то органические молекулы, это еще далеко не доказательство существования жизни или даже доказательство того, что кратер Гейла мог быть пристанищем жизни в далеком марсианском прошлом. Но это будет шаг к ответу на этот вопрос. Научная команда Curiosity уже нашла четкие доказательства наличия большого количества жидкой воды в прошлом, а жизнь, как мы знаем, тоже нуждается в воде.

Что такое SAM?

Это огромная часть Curiosity, как физически, так и метафорически. С физической точки зрения, это газовый хроматограф и два вида спектрометров, которые могут определять соединения внутри марсианских пород и почвы. Газовый хроматограф будет печь камни и почву, пока они не начнут испаряться, и анализировать полученные пары. Масс-спектрометр будет измерять массу различных элементов и минералов, а перестраиваемый лазерный спектрометр - с которым мы познакомились неделю или около того назад, когда он не унюхал много метана на Марсе - будет измерять количество соединений углерода, водорода и кислорода.

Почему люди так взволнованы?

Гротцингер - осторожный ученый, и он проявил сдержанность во время этих последних метановых находок, как отметил и Палка. Сначала команда заметила сильный сигнал метана, что вызвало шумиху в научном сообществе. Но они хотели убедиться, что это не метан с Земли, загрязняющий приборы Curiosity, поэтому провели еще одно измерение. Оказалось, что в первый раз это был земной метан, а более детальный анализ показал ничтожно малое количество углеводорода - не слишком много причин для волнения.

Команда MSL и здесь проявляет осторожность. Частично это объясняется тем, что SAM все еще находится в процессе работы. Прибор содержит набор для самодиагностики, который он будет использовать для подтверждения своих выводов и обеспечения отсутствия ложных срабатываний. Набор представляет собой керамический образец-заготовку, содержащий известное фторированное органическое соединение, которое не встречается в реальной жизни на Земле. SAM может использовать его для двойной проверки того, что он видит.

Но все же, когда такой высокопоставленный ученый, как Гротцингер, начинает ронять такие слова, как "история" и "действительно хороший", есть вероятность, что в разработке находится что-то интересное. Он сказал NPR, что пройдет несколько недель, прежде чем команда будет готова говорить об этом, так что следите за новостями.