Из архивов: 'Правят ли бобры на Марсе?'

В майском номере журнала Popular Science за 1930 год Томас Элвей предложил очень образную версию жизни на Марсе.

Правят ли бобры на Марсе (Томас Элвей май 1930 года)Иллюстрации из книги "Правят ли бобры на Марсе?". (Томас Элвей, май 1930 года).

В честь 150-летнего юбилея мы вновь обращаемся к историям Popular Science (как удачным, так и неудачным), которые помогли определить научный прогресс, понимание и инновации - с добавлением современного контекста. Ознакомьтесь со всей серией "Из архивов" и посмотрите все наши юбилейные материалы здесь.

Возможно, наиболее известный своим красочным изображением жизни на Марсе в статье журнала Popular Science за май 1930 года "Правят ли бобры на Марсе?", научный писатель Томас Элвей был не чужд догадок. Помимо предсказания правящего класса бобров Красной планеты, чьи "глаза могут быть больше, чем у земных бобров, потому что солнечный свет не такой сильный" и чьи "тела могут быть больше из-за меньшей марсианской гравитации", Элвей также описал вид крабов, которые могут обитать на Луне ("The Moon is Made of Cinders", Popular Science, декабрь 1929 года). Эти моллюски имеют твердый внешний панцирь, чтобы "предотвратить потерю жидкости в безвоздушном пространстве", и "глаза, которые могут превращать солнечный свет в пищу".

Когда на рубеже прошлого века Элвей фантазировал о жизни в космосе, он был не одинок. Достижения в области физики, технологии телескопов и ракетостроения будоражили воображение не только научных журналистов. В 1926 году Хьюго Гернсбек основал первый в Америке научно-фантастический журнал Amazing Stories, в котором публиковались рассказы и изображения инопланетной жизни. Часто размывая границы между научной фантастикой и научным фактом, зарождающийся жанр был известен как научпоп.

Справедливости ради следует отметить, что не все предсказания Элвея так откровенно флиртовали с небылицами. В статье 1924 года для Popular Radio "Rapid Transit By Radio" он предсказал, что те же электромагнитные силы, которые используются для распространения радиоволн, вскоре будут использованы для левитации поездов. Радиоэкспресс" Элвея будет проходить через "герметичные трубы", которые смогут двигаться со скоростью 10 000 миль в час, доставляя жителей Среднего Запада "за несколько минут к дверям бродвейского театра". Почти век спустя, 8 ноября 2020 года, пассажиры преодолели 680 миль в час по герметичной трубе в ходе испытания Hyperloop компании Virgin. Элон Маск тоже гонится за "Радиоэкспрессом". Но даже огромное богатство не может превратить научную фантастику в научный факт. Спросите у Элвея.

"Правят ли бобры на Марсе?". (Томас Элвей, май 1930 года)

На красной планете не было найдено никаких следов человеческого интеллекта, и считается, что эволюция из-за отсутствия стресса, который помогал на Земле, могла остановиться на каком-то животном, приспособленном к жизни на суше и в воде.

Марс настолько похож на Землю, что люди могли бы там жить. Там есть воздух, вода, растительность, двадцатичетырехчасовая смена дня и ночи, дневные температуры не жарче, а ночи не намного холоднее, чем на Земле. Но поскольку на Марсе нет горных хребтов и, вероятно, никогда не было ледникового периода, считается крайне маловероятным, что его населяют человекоподобные существа или те, кто обладает тем, что люди называют интеллектом. Эволюция жизни на Марсе должна была отличаться от эволюции жизни на Земле.

Доктор Клайд Фишер из Американского музея естественной истории в Нью-Йорке недавно заявил, что одним из лучших признаков наличия интеллекта на Марсе будет наличие искусственного света на планете. Несомненно, освещенные города на Марсе можно было бы увидеть через телескопы, используемые в настоящее время. Однако есть одно условие, которое мешает удовлетворительному и окончательному наблюдению. Когда Марс находится ближе всего к Земле, обе планеты находятся по одну сторону от Солнца. Тогда видна только освещенная солнцем сторона Лжи. Чтобы увидеть какую-либо часть ночной стороны Марса, наблюдение должно проводиться, когда он проходит часть пути по своей орбите в направлении дальней стороны Солнца, так, чтобы был виден кусочек как темной, так и освещенной стороны. Когда видна даже часть ночной стороны, Марс находится относительно далеко и его трудно разглядеть. Марсиане, если они есть, не будут испытывать таких же трудностей при наблюдении темной стороны Земли, поскольку, когда две планеты находятся ближе всего друг к другу, Земля показывает Марсу свою темную сторону.

Эти последствия орбит, по которым движутся две планеты, могут затруднить обнаружение с Земли тусклого свечения освещенных марсианских деревень, если таковые существуют. С другой стороны, такие яркие города, как Нью-Йорк или Париж, несомненно, будут видны. С помощью нового 200-дюймового телескопа, который, как планируется, будет установлен в Калифорнии, можно будет, по прогнозам доктора Фишера, различить такие ярко освещенные города, если такие марсианские центры цивилизации существуют. Если такие искусственные огни никогда не будут замечены, добавил он, это может стать весомым доказательством того, что на Марсе нет разумной жизни. Другие исследователи, однако, говорят, что марсианская цивилизация может соответствовать более ранней, доискусственной световой эре на Земле. В любом случае, астрономы согласны с тем, что существует практическая уверенность в том, что Марс обладает видами жизни ниже человеческого интеллекта.

По мнению ведущих астрономов, любой вывод о формах жизни на Марсе или других планетах должен начинаться, если он вообще будет разумным, с идеи выдающегося шведского ученого, доктора Сванте Аррениуса, об одном виде жизненного микроба, пронизывающего всю Солнечную систему. Нет никакого разумного способа даже предположить форму этого зародыша жизни. Возможно, он дрейфовал, как крошечные живые споры, от планеты к планете, вращаясь в пространстве под давлением света.

Какова бы ни была его форма, зародыш жизни, как предполагают биологи, вероятно, развивался на Марсе так же, как и на Земле, в океанах, которые испарялись в течение веков. Предполагается, что ранние условия на двух планетах были очень похожи.

Теория о том, что марсианская жизнь развивалась по путям, аналогичным тем, по которым шла эволюция жизни на Земле, подтверждается, по крайней мере, одним определенным фактом. Тщательные спектроскопические исследования, проведенные в обсерватории М. Л. Уилсона, недалеко от Пасадены, Калифорния, и в других местах, показали, что в марсианской атмосфере существует газообразный кислород. Наличие газообразного кислорода очень важно, поскольку единственный известный способ, с помощью которого любая планета может получить запас этого газа, - это жизнедеятельность растений.

Следуя примеру великого знатока марсианской астрономии, покойного профессора Персиваля Лоуэлла, астрономы уже давно распознали на Марсе темно-окрашенные пятна, которые, как считается, покрыты растительностью. Кислород, который спектроскопы обнаруживают в марсианском воздухе, воспринимается как еще одно доказательство существования этой растительности.

Поскольку деятельность растений - единственный известный процесс космической химии, с помощью которого свободный кислород может быть получен на поверхности охлажденной планеты, присутствие кислорода в разреженном воздухе Марса указывает на то, что растительность там должна была производить кислород из воды и солнечного света, как это происходит на Земле. Трудно преувеличить значение для марсианского теоретизирования того несомненного факта, что на Марсе есть кислород и, следовательно, растительность.

На определенном пути эволюции марсианская жизнь демонстрирует свидетельства того, что она прошла через развитие, подобное земному. Что произошло после этого - вопрос дедукции. Известные факты о Марсе - плод многолетних астрономических наблюдений и исследований. Темные и светлые пятна на его поверхности можно увидеть в большой телескоп. Светлые участки имеют красноватый или желтоватый оттенок и обычно интерпретируются как пустыни. Более темные участки имеют зеленоватый или голубоватый цвет и повсеместно приписываются растительности. Марс имеет две белые полярные шапки. Последние измерения марсианских температур, проведенные доктором В. В. Кобленцем и доктором К. О. Лампландом во Флагстаффской обсерватории, показывают, что они состоят из снега и льда.

Марсианской осенью эти шапки увеличиваются и становятся белее. Весной они уменьшаются и часто кажутся окруженными широкими кольцами голубоватого или черноватого материала, которые могут быть листами воды или растительности. Еще более значительными являются весенние изменения в области предполагаемой растительности на планете. Многие из них темнеют по цвету. Другие расширяются или удлиняются. Часто новые темные участки появляются там, где их не было видно во время марсианской зимы. Сейчас мало кто из астрономов сомневается в том, что эти темные области представляют собой некую растительность.

Пока что все идет поразительно параллельно с эволюцией на Земле. Вполне вероятно, что будет обнаружено, что она идет параллельно и дальше, и что животная жизнь на обеих планетах тоже была похожа - по крайней мере, в течение части эволюционной истории. Но за все годы серьезных и компетентных исследований не было обнаружено ни одного явного признака человекоподобной жизни на Марсе. Знаменитые марсианские "каналы" профессора Лоуэлла, которые долгое время считались вероятным признаком разумного направления воды, теперь считаются широкими, неглубокими речными долинами.

Отсутствие человекоподобной жизни - это именно то, чего ожидал биолог. Считается, что человек и его активный ум являются продуктом Великого ледникового периода, поскольку именно этот период стресса и конкуренции на Земле должен был превратить антропоидных предков человечества в людей. Период льда и холода на обширных территориях Земли был вызван, по крайней мере частично, возвышением континентов и горных хребтов. На Марсе нет горных хребтов, и, вероятно, там никогда не было ледникового периода.

Именно на этих гипотезах наука основывает свое предположение о том, что на Марсе нет человеческого интеллекта, а животный мир на планете все еще находится в эпохе инстинктов. Поэтому на Марсе следует ожидать появления рыб, подобных земным, выхода этих рыб на сушу и эволюции марсианских наземных рыб в рептилоподобных существ. Наконец, появятся животные, напоминающие современных земных грызунов, таких как крысы, белки и бобры.

Главная причина ожидать окончательного превращения марсианских рептилий в примитивных млекопитающих заключается в том, что на Земле эта эволюция, по-видимому, была вызвана изменчивой погодой. А на Марсе сейчас наблюдаются сезонные изменения, как на Земле.

Поэтому чисто биологические рассуждения делают вероятным, что эволюция теплокровных животных могла происходить на Марсе так же, как и здесь. Кажется, нет причин полагать, что марсианская жизнь пошла дальше. Марс - относительно неизменная планета. Биологи предполагают, что подъем и падение гор, увеличение и уменьшение вулканической активности, а также приливы и отливы климата заставляли жизнь на Земле двигаться по восходящему пути. Марсианская жизнь последних веков, похоже, лишена этих естественных стимулов к совершенствованию.

На Земле есть одно существо, для развития аналога которого предполагаемые марсианские условия были бы идеальными. Это животное - бобр. Он живет либо на суше, либо в воде. У него есть шуба, которая защищает его от 100 градусов ниже нуля марсианской ночи.

Марсианские бобры, конечно, не были бы в точности похожи на земных. То, что они будут пушистыми и водоплавающими, вполне вероятно. Их глаза могли бы быть больше, чем у земных бобров, потому что солнечный свет не такой сильный, а их тела могли бы быть больше из-за меньшей марсианской гравитации. На их когтях, несомненно, были бы расположены подходящие инструменты для копания. Грудная клетка этих марсианских бобров была бы больше, а дыхание намного активнее, поскольку в воздухе на Марсе меньше кислорода.

Такие бобры-марсиане - не более чем чистая спекуляция, но эта идея основана на известных фактах: на Марсе много воды; там почти наверняка существует растительность; на Марсе нет гор и вряд ли мог быть ледниковый период; свидетельства марсианской жизни не сопровождаются признаками интеллекта.

Стада боброподобных существ - это, по крайней мере, более разумная идея, чем привычная выдуманная идея о человекоподобных марсианах, роющих искусственные водные каналы с помощью огромных машин, или еще более фантастическая идея об осьминогоподобных марсианах, достаточно разумных, чтобы планировать завоевание Земли.

Фотография МарсаОбложка майского номера журнала Popular Science за 1930 год с изображением каскадеров, мошенников, алкоголя и внеземных грызунов.

Некоторые тексты отредактированы в соответствии с современными стандартами и стилем.