Hubble обнаружил водяной пар на самой большой луне нашей Солнечной системы

Ганимед представляет все больший интерес для астрономов и их поисков жизни.

Космический телескоп Хаббл с желтыми солнечными батареями на видном местеНовые ультрафиолетовые и ближние инфракрасные наблюдения с телескопа "Хаббл" помогли исследователям подтвердить вывод о наличии водяного пара.

Ледяная луна Юпитера Ганимед уже является самой большой луной в нашей Солнечной системе: она почти на 40 процентов больше Земли! Теперь астрономы обнаружили, что Ганимед может похвастаться еще одним достижением: наличием водяного пара в своей атмосфере.

Анализируя новые и архивные данные с недавно отремонтированного космического телескопа "Хаббл", ученые поняли, что прежние предположения об атмосфере Ганимеда были неверны. Еще в 1998 году исследователи НАСА сделали ультрафиолетовые снимки атмосферы луны, на которых были обнаружены ленты наэлектризованного газа, известные как авроральные полосы. В то время ученые приписывали эти узоры кислороду.

20 лет спустя: Исследователи теперь знают, что в атмосфере Ганимеда содержится гораздо меньше кислорода, чем считалось ранее. Объединив эти знания с новыми измерениями "Хаббла", ученые пришли к выводу, что эти авроральные полосы обусловлены водяным паром в атмосфере луны Юпитера, сублимированным (или перешедшим непосредственно из твердого в газообразное состояние) с ледяной поверхности внизу. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Astronomy.

"Это было сложное измерение, и было удивительно, что наша техника сработала, но мы вполне ожидали, что [водяной пар] там будет", - сказал соавтор исследования Курт Ретерфорд, профессор программы аспирантуры Юго-Западного исследовательского института по космической физике и приборостроению.

Ретерфорд также является заместителем главного исследователя предстоящей миссии Европейского космического агентства JUICE (Jupiter Icy Moons Explorer), которая будет наблюдать за тремя крупнейшими спутниками планеты, включая Ганимед, в течение как минимум трех лет. Запуск миссии запланирован на 2022 год, а прибытие к Юпитеру должно состояться в 2029 году.

"Многие эксперименты [JUICE] в конечном итоге пытаются понять, сколько жидкой воды находится в океане Ганимеда, и является ли Ганимед пригодным для жизни миром, может ли эта жидкая вода поддерживать жизнь".

Предыдущие исследования показывают, что на Ганимеде может содержаться больше воды, чем во всех океанах Земли вместе взятых. Однако температура поверхности Луны настолько низкая, что для поиска жидкой воды необходимо углубиться на 100 миль под ее кору.

По словам Ретерфорда, подтверждение наличия водяного пара является интересной прелюдией к предстоящему визиту ЕКА на Ганимед и поможет ученым еще больше усовершенствовать запланированные эксперименты для миссии JUICE.

"Это интересно для общих целей миссии JUICE - попытаться найти эту подповерхностную водную среду на Ганимеде. Это поможет нам уточнить наши измерения. Кроме того, это также позволит определить, сколько материала поступает в наши масс-спектрометры, которые будут определять состав газов, выходящих на поверхность, и помогут нам понять, из чего состоит Ганимед".