Геологи утверждают, что на Венере достаточно активных вулканов, чтобы сформировать "огненное кольцо

Планета представляет собой более адское место, чем мы думали.

Вулкан под названием Сапас Монс доминирует на этом сгенерированном компьютером изображении поверхности ВенерыВулкан под названием Сапас Монс доминирует на этом сгенерированном компьютером изображении поверхности Венеры.

По многим параметрам - размеру, плотности, химическому составу - Венера является огненным близнецом Земли. Конечно, эта планета, подвергшаяся радиационной бомбардировке, извергающая серную кислоту и пылающий ад, вряд ли может считаться таким же райским уголком, как наш дом. Но давняя гипотеза о том, что Венера, как и Земля, является вулканически активной планетой, подкреплена новыми доказательствами. Исследователи обнаружили на Венере три десятка объектов, которые, по-видимому, недавно были активными - и, возможно, остаются таковыми и сегодня.

Впервые мы смогли определить конкретные структуры и сказать: "Смотрите, это не древний вулкан, а действующий", - говорит соавтор исследования Лоран Монтези, профессор геологии из Университета Мэриленда. Эти структуры в виде скалистых, похожих на пончики земных объектов ученые-планетологи называют коронами.

В исследовании ученые под руководством Анны Гюльхер, геофизика из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе (Швейцария), использовали трехмерное моделирование с высоким разрешением для моделирования того, как формируются и растут короны, усеивающие покрытую облаками поверхность Венеры. Большинство корон, как оказалось, неактивны, но они обнаружили, что 37 структур показали признаки активности, по крайней мере, в течение последних нескольких миллионов лет - мгновение ока в геологическом времени.

Исследование, опубликованное на этой неделе в журнале Nature Geoscience, "добавляет к растущему числу доказательств того, что Венера геологически активна", - говорит Сюзанна Смрекар, астроном и главный исследователь проекта НАСА VERITAS, предполагаемой миссии к горячей планете, которая не принимала участия в этом исследовании.

Когда шлейфы перегретой породы вблизи ядра планеты поднимаются через мантию и кору, они разрушают участки поверхности планеты, создавая эти овальные формы. Подобные структуры сформировали Гавайские острова на Земле.

По словам Монтези, короны на палящей поверхности планеты свидетельствуют о геологической активности, происходящей под колпаком. Когда горный плюм активен, расплавленная порода медленно поднимается в центр короны. Однако по краям более холодная и плотная порода опускается обратно в недра планеты, увлекая за собой части коры и оставляя трещины и впадины по внешним краям короны.

"Это говорит нам о том, что плюм все еще существует или не исчезал более пары миллионов лет", - говорит Монтези. Когда активность этого горного плюма угасает, нисходящее движение прекращается, кора отскакивает назад и выравнивается.

После того как исследователи отделили активные объекты от неактивных, они изучили десятилетние радарные снимки Венеры, сделанные космическим аппаратом НАСА "Магеллан", проникающим в облака, чтобы найти подходящие короны.

Многие ученые долгое время считали, что Венера, не обладающая тектоникой плит, которая постепенно изменяет форму земной поверхности, по сути, бездействовала последние полмиллиарда лет, "несмотря на то, что ее геология на поверхности говорит нам об обратном", - говорит Пол Бирн, планетарный геолог из Университета штата Северная Каролина, который не принимал участия в исследовании. Считалось, что короны - это признаки древней активности на поверхности Венеры, которая с тех пор прекратилась; большинство исследователей полагали, что Венера остыла до такой степени, что любой горячий материал вблизи ядра не смог бы достичь поверхности. Однако новое исследование свидетельствует об обратном.

"Что нового привносит эта работа в дискуссию, так это возможность того, что различные стили короны могут отражать не только различия в свойствах плюма и литосферы, скажем, но могут быть различными стадиями одного и того же процесса", - добавляет Бирн. Другими словами, некоторые короны являются активными, некоторые - остатками древних извержений, а некоторые - лишь временно спящими".

Исследователи также обнаружили, что большинство корон на вершинах активных плюмов образуют пояс в южном полушарии планеты, который они окрестили Огненным кольцом, ссылаясь на наше Огненное кольцо, примерно 25 000-мильную цепь вулканов на Земле. Лишь несколько активных плюмов расположены за пределами этого пояса.

По словам Монтези, пояс, вероятно, совпадает с зоной, которая более активна, чем другие, и может послужить интересной целью для детального изучения будущими космическими аппаратами. Увы, отмечает он, в ближайшие десятилетия планируется лишь несколько миссий, таких как VERITAS НАСА и EnVision Venus ЕКА.

"Было бы очень важно оглянуться назад на те места, где, как мы подозреваем, недавно наблюдалась активность, и посмотреть, произошли ли какие-либо изменения за последние несколько десятилетий", - говорит Монтеси.

Такие миссии научат нас не только Венере, добавляет он, но и тому, как бесплодная, адская пустошь и Земля - определение понятия "пригодная для жизни" - прошли по совершенно разным эволюционным путям.