Продажа билетов на космическую станцию на самом деле назрела уже несколько десятилетий назад

Это новаторский шаг, но вряд ли удивительный.

Отредактировано 2023-17-06
Фотография Международной космической станции

На прошлой неделе НАСА объявило, что откроет Международную космическую станцию для новых возможностей коммерческого сектора, предоставив предприятиям возможность отправлять в космос частных астронавтов за 35 000 долларов за ночь. Этот шаг является частью более масштабных усилий в космической политике США, направленных на то, чтобы передать бразды правления низкоземными операциями коммерческому сектору, в то время как агентство уделяет больше времени и ресурсов амбициям дальнего космоса, связанным с отправкой людей на Луну и Марс.

"Мы надеемся, что появятся новые возможности, которые в один прекрасный день смогут заменить космическую станцию", - сказал Робин Гейтенс, заместитель директора космической станции в НАСА, во время объявления в пятницу. "Мы не будем переходить со станции, пока у нас не будет чего-то другого, поэтому у нас нет определенной даты".

Хотя этот шаг дает возможность частным компаниям использовать МКС в качестве отеля для богатых любителей острых ощущений, НАСА утверждает, что не собирается заниматься космическим туризмом. Частные компании - те, которые в состоянии сами определить свои потребности в пусковых услугах - могут платить $11 250 в день на человека за пользование экипажами системами жизнеобеспечения и туалетом станции, и $22 500 в день за доступ к пище, медикаментам и другим материалам. НАСА будет даже взимать плату за электроэнергию по ставке 42 доллара за киловатт-час. Однако агентство утверждает, что ни один из этих тарифов не предназначен для получения реальной прибыли; они просто помогут компенсировать некоторые расходы НАСА.

Хотя заранее не было никаких намеков на это объявление, это далеко не удивительный шаг. Джон Логсдон, эксперт по космической политике из Университета Джорджа Вашингтона, говорит, что генезис этого решения восходит к 1983 году. Президент Рейган хотел, чтобы НАСА создало космическую станцию с постоянным экипажем, и часть предложения администрации Конгрессу заключалась в том, что такая платформа могла бы открыть возможности для бизнеса, заинтересованного в космических полетах, что позволило бы "обеспечить экономическую деятельность в космосе на миллиарды долларов". Технически, говорит Логсдон, это решение назрело на 30 лет.

Свобода так и не стала реальностью, и НАСА перенесло свое видение на МКС - включая стремление использовать такую платформу для расширения частных космических полетов. На самом деле, это было привлекательным моментом для международного сообщества. Коммерческая деятельность - это часть причины, по которой страны-партнеры МКС решили участвовать в проекте", - говорит Джоанн Ирен Габринович, заслуженный профессор космического права Университета Миссисипи и главный редактор журнала "Journal of Space Law". "Один из четырех основных сводов законов, содержащихся в Межправительственном соглашении по МКС, касается интеллектуальной собственности", и все страны-партнеры подписали соглашение, надеясь, что МКС можно будет использовать в качестве лаборатории для инноваций, включая вклад частных компаний.

По словам Габриновича, IGA позволяет каждому партнеру МКС самостоятельно отбирать астронавтов. У стран всегда была возможность передать эти места частным компаниям с их собственными кандидатами, при условии, что они получат согласие других партнеров по МКС. Если НАСА решит сдать пару мест для астронавтов, например, компании SpaceX, то астронавты SpaceX будут находиться под юрисдикцией США, руководствоваться американским законодательством и соблюдать кодекс поведения экипажа, обязательный для всех остальных на борту. Не нужно было бы даже писать никаких новых правил или положений.

Наиболее значительные изменения касаются неявной политики. Американский модуль назначен национальной лабораторией. Хотя там уже осуществляется ряд значительных коммерческих видов деятельности, все вращается вокруг исследований. С новым изменением "вы можете заниматься коммерческой маркетинговой деятельностью", - говорит Логсдон. Компаниям не будет разрешено заключать спонсорские сделки с партнерами МКС, астронавтам НАСА также не будет разрешено рекламировать продукцию, но платные клиенты смогут производить рекламу и рекламные ролики в космосе. "Это позволит расширить спектр деятельности на борту станции", - говорит он. (Один только потенциал для спонсируемых постов в Instagram поражает воображение).

Возможно, это просто часть естественной эволюции станции. На протяжении большей части последнего десятилетия велись дискуссии о том, что может прийти на смену МКС. Поскольку НАСА в настоящее время работает над орбитальной космической станцией Gateway, призванной облегчить постоянное возвращение на Луну и исследования дальнего космоса, такие как полет на Марс, в последние годы усилилось стремление передать МКС частному сектору. Администрация Трампа вступила в должность, явно заинтересованная в том, чтобы дать бизнесу больше возможностей для расширения своего присутствия на орбите, и использовала это как часть своего аргумента, чтобы прекратить федеральное финансирование МКС к 2025 году, как показано во внутренних документах Белого дома, просочившихся в прошлом году.

И, как отмечает Логсдон, "в основе всего этого лежит желание НАСА прекратить платить за станцию". Агентство тратит более 8 миллионов долларов в день на эксплуатацию МКС.

Космические полеты по-прежнему невероятно дороги, и частным компаниям придется получать реальный доход за счет повышения цен на билеты. Например, предложение Роберта Бигелоу из компании Bigelow Space Operations предусматривает отправку 16 частных астронавтов на космическую станцию в следующем году на срок от 30 до 60 дней по цене 52 миллиона долларов за место на борту космического корабля компании SpaceX. (Следует отметить, что SpaceX еще не отправила астронавта на МКС).

Индустрия космических полетов постоянно настаивает на том, что внеземные виды деятельности, такие как добыча полезных ископаемых и туризм, в будущем могут стоить триллионы долларов. Доступ на МКС дает компаниям возможность проверить эти оценки на практике.