Как бы вы ни хотели, чтобы астероид врезался в Землю, в эти выходные этого не произойдет

Слухи о нашей скорой смерти были сильно преувеличены.

астероиды пролетающие мимо землиМожет быть, в следующий раз.

Возможно, вы видели несколько тревожных заголовков о "убийце планет", направляющемся к Земле в эти выходные. Но не волнуйтесь: слухи о нашей скорой гибели от астероида были сильно преувеличены. В эти выходные объект, известный как 2002 PZ39, совершенно не столкнется с нашей планетой. Вместо этого он поплывет дальше, продолжая искать новую жизнь и новые объекты для столкновения.

Диаметр этого астероида оценивается от 481,2 до 1083 ярдов, и астрономы следят за ним уже некоторое время (фактически с 2002 года, отсюда и название). "Траектория этого астероида очень хорошо известна, - написал в четверг в Твиттере Центр изучения околоземных объектов Лаборатории реактивного движения НАСА. В субботу он пройдет мимо Земли на безопасном расстоянии в 3,59 миллиона миль - "примерно в 15 раз дальше, чем Луна", - написали они в Твиттере.

Дело в том, что такие слова, как "близко", относительны, а пространство очень, очень, очень, очень, очень большое. Близкий контакт во время движения может означать, что другая машина проехала в метре от вашей, но "близкий" в космическом смысле может означать миллионы миль. Тем не менее, ученые делают все возможное, чтобы отследить объекты, проходящие поблизости, говорит Эми Майнцер, профессор по изучению астероидов в Лунной и планетарной лаборатории Университета Аризоны.

То же самое можно сказать и о времени. "Мы знаем, что столкновения с астероидами происходят в сроки, которые мы бы назвали астрономическими", - говорит Майнцер, что означает миллионы лет. В любой момент времени вероятность столкновения крупного астероида с Землей "очень мала", - говорит она, - "но потенциально велики последствия". Именно поэтому НАСА и его сотрудники (одним из которых является Майнцер) следят за тем, что они называют околоземными объектами, или ОСЗ.

Но выяснить, где находятся астероиды и какова их траектория, не так-то просто, говорит она. Отчасти это объясняется тем, что, как уже говорилось выше, космос велик, а ОСЗ сравнительно малы.

"Первое и самое важное - это то, что [НАСА] должно быть в состоянии сначала найти астероид", - говорит Майнцер. По ее словам, за прошедшие годы НАСА обнаружило большинство действительно крупных ОСЗ - тех, размер которых превышает 0,6 мили. "Эти объекты способны уничтожить значительную часть жизни на Земле", - говорит она.

"Но когда мы доходим до вещей, которые все еще достаточно велики, чтобы вызвать то, что я бы назвал серьезным региональным ущербом, мы все еще не нашли большинство из них. И на это уйдет много-много десятилетий".

Чтобы идентифицировать ОСЗ и вычислить его траекторию, астрономам требуется несколько снимков телескопа, на которых появляется ОСЗ, сделанных за большой промежуток времени. НАСА удалось обнаружить 2002 PZ39 на снимках, сделанных еще в 1995 году, за семь лет до его идентификации. У них много наблюдений, что означает высокую степень уверенности в траектории движения астероида.

Но чтобы сделать это для всех ОСЗ, которые потенциально могут создать проблемы для Земли, им нужно больше времени и больше телескопов. По словам Майнцер, над этой проблемой работают несколько групп. Она участвует в одном крупном проекте по созданию инфракрасного телескопа, который, как мы надеемся, во время своего полета составит карту многих из этих объектов. Если все пойдет хорошо, говорит Майнцер, он должен быть запущен в эксплуатацию в 2025 году.

В идеале ОСЗ, направляющийся к Земле, должен быть замечен за десятилетия до столкновения, и это даст правительствам и космическим агентствам много времени, чтобы придумать, как его отклонить. Такого нам еще не приходилось делать, разве что в кино.

Хотя обнаружить потенциальных "убийц планет" технически сложно, с точки зрения экзистенциального беспокойства их довольно легко отследить, говорит Майнцер. Этот риск среднего размера можно уменьшить, если следить за небом в поисках ОСЗ и разработать план действий на случай их появления. И это то, что мы уже делаем. Если вас беспокоит какой-либо из астероидов или других объектов, которые отслеживает НАСА, вы можете самостоятельно проверить их статус в Интернете.