В Млечном Пути могут существовать десятки инопланетных цивилизаций, способных вступить с нами в контакт

Пара исследователей предсказала 36 цивилизаций, если быть точным.

Радиовышка на фоне ночного небаМы уже сто лет посылаем радиосигналы в галактику. Другие цивилизации делали то же самое?

Поскольку астрономы постоянно открывают новые экзопланеты, вращающиеся вокруг далеких звезд, а ученые-планетологи лучше понимают теплые и влажные уголки нашей Солнечной системы, Вселенная становится все более гостеприимной для жизни. Пока кто-нибудь не обнаружит далекие внеземные технологии или не откроет более локальный микроб, вопрос о существовании внеземной жизни будет оставаться открытым. Но это не мешает некоторым пытаться сузить круг поиска.

В отсутствие веских доказательств два исследователя сделали новую мягкую оценку того, насколько одиноким может быть человечество, основываясь на имеющейся (ограниченной) информации. Их расчеты, опубликованные в понедельник в журнале Astrophysical Journal, объединяют текущие астрономические наблюдения с одним большим допущением - что жизнь на Земле ни в коей мере не является особенной - и позволяют сделать вывод, что в настоящее время в Млечном Пути могут существовать десятки цивилизаций, способных к радиосвязи, причем наиболее вероятным является число 36. Они считают эту цифру маловероятным прогнозом, но признают, что играют в весьма неопределенную и теоретическую игру, руководствуясь печально известной формулой, впервые выведенной астрономом Фрэнком Дрейком в 1961 году.

"Уравнение Дрейка - наш лучший и единственный инструмент для решения этого извечного вопроса, несмотря на то, что оно основано на вещах, которые все еще дико спекулятивны", - говорит Том Вестби, инженер из Ноттингемского университета в Великобритании и соавтор исследования.

Уэстби и его коллега, астрофизик Кристофер Конселис, далеко не одиноки в своем увлечении уравнением Дрейка, которое вдохновляет на многочисленные публикации каждый год. Такие расчеты в чем-то напоминают азартный подход к астробиологии. Например, учитывая то, что известно об изобилии звезд и пригодных для жизни планет, и делая некоторые разумные предположения о вероятности развития жизни на этих планетах, сколько случаев возникновения сложной жизни можно было бы поставить на кон?

Сложность, естественно, заключается в том, что расчет основывается на ряде предположений, некоторые из которых требуют гораздо больше догадок, чем другие.

Вестби и Конселис сосредоточили основную часть своего анализа на том, что было измерено с приличной точностью - звездах и планетах. Они рассмотрели наблюдения за тем, как быстро в других галактиках рождаются звезды, сколько среди этих звезд богатых материалов, необходимых для создания планет, и сколько планет обнаружил телескоп НАСА "Кеплер" в нашей собственной галактике.

Для непознаваемых частей уравнения Дрейка, таких как вероятность того, что на гостеприимных планетах зародится жизнь, и вероятность того, что жизнь может стать достаточно сложной, чтобы создать радио, они обратились к философии. Опираясь на понятие, называемое принципом посредственности, они предположили, что у человечества нет ничего особенного. Если существует достаточно похожая на Землю планета, предположили они, технологически способная жизнь неизбежно разовьется там примерно через пять миллиардов лет, так же как и здесь. По той же причине дуэт также предположил, что цивилизация выживет по крайней мере через 100 лет после включения своих радиоприемников, как и человечество (до сих пор).

Это огромные допущения, соглашается Уэстби, но он предполагает, что они являются необходимым и разумным злом для проведения таких расчетов. "Это большая проблема астробиологии - пытаться экстраполировать данные из одной точки данных здесь, на Земле, - говорит он. "Но если мы являемся одним из образцов, мы должны ожидать, что мы будем типичными в большинстве аспектов".

Другие исследователи, однако, критикуют эту предпосылку. Дэвид Киппинг, астроном из Колумбийского университета, который недавно опубликовал анализ вероятности существования внеземной жизни, основанный на другой статистической базе, отметил, что у нас нет возможности узнать, является ли человечество исключением или правилом.

"Если взять победителя лотереи и спросить его, сколько билетов ему пришлось купить, чтобы выиграть, он, скорее всего, скажет, что несколько десятков, но это не значит, что мы должны ожидать, что каждый выиграет в лотерею после нескольких попыток", - объясняет он в письме PopSci. "Предвзятость победителя искажает их представление о реальности. Это фундаментальный недостаток их аргументации".

И есть причины думать, что Земля может быть особенным местом. Наше желтое солнце, например, не такое уж заурядное в галактике, где красные карликовые звезды являются нормой.

Но если мы не сорвали какой-либо конкретный космический джекпот, нам следует ожидать компанию в нашей посредственности". Соединив свои наблюдения, оценки и догадки, Уэстби и Конселис подсчитали, что от четырех до примерно 200 цивилизаций (а скорее всего, около 36) могут быть живы и существовать в данный момент. Подсчитывая цифры, Уэстби чувствовал себя воодушевленным этим "золотым сечением" - не настолько большим, чтобы астрономы были оглушены инопланетными радиостанциями, но и не настолько крошечным, чтобы нигде не существовало разумной жизни. По крайней мере, мы знаем, что мы здесь.

"Одним из самых приятных моментов, когда я складывал все цифры в окончательную модель, было то, что [окончательное] число [36 цивилизаций] было относительно близко к единице", - говорит он, по сравнению с менее правдоподобными оценками, такими как миллиард или 0,00000001. Он добавляет, что считает эту цифру "минимальной, основанной на самых жестких предположениях", таких как "предположение, что мы близки к собственному вымиранию".

Пара также проверила цифры для смягченных предположений, таких как развитие технологических цивилизаций быстрее, чем 5 миллиардов лет, которые потребовались нам, чтобы появиться на Земле, и возможность того, что такие виды могут выживать в течение длительных периодов времени, сохраняя свои радиоприемники включенными дольше века. В этих случаях они обнаружили, что в данный момент в эфире могут находиться не десятки, а тысячи цивилизаций.

Полученные результаты делают поиски внеземных передач долгими, хотя и не совсем невозможными. Однако энтузиастам, надеющимся установить контакт, не стоит задерживать дыхание. Даже при более оптимистичных предположениях исследователей (которые дают около 3 000 цивилизаций, вещающих в настоящее время), наш ближайший сосед, скорее всего, будет жить на расстоянии почти 2 000 световых лет, что делает межцивилизационное текстовое сообщение делом четырех тысячелетий.

Но Млечный Путь, возможно, не всегда был таким редким и одиноким местом. Вестби отмечает, что галактика достигла своего пика (в отношении производства звезд) около 10 миллиардов лет назад. Возможно, пять миллиардов лет после этого, когда на Земле только зарождались микробы, были самым подходящим временем для общения по радио.

"Мы можем опоздать на вечеринку, - говорит Уэстби.