Большое красное пятно Юпитера вращается быстрее, чем когда-либо

Хаббл наблюдал за бурей на Юпитере более десяти лет.

Фотография планеты ЮпитерФотография Юпитера, сделанная "Хабблом" в 2019 году.

Знаменитый телескоп Хаббл следит за многими элементами космоса, в том числе за Юпитером и его бурной поверхностью. После более чем десятилетнего сбора данных астрономы НАСА обнаружили, что самый известный шторм газового гиганта, Большое красное пятно, на самом деле набирает скорость ветра.

Ученые-планетологи использовали данные Хаббла для наблюдения за Большим красным пятном на Юпитере в период с 2009 по 2020 год, захватив полную юпитерианскую орбиту вокруг Солнца. За это время "Хаббл" обнаружил, что скорость ветра на внешних краях шторма увеличилась на 8 процентов. Сегодня скорость ветра может достигать 100 метров в секунду (это 223 миль/ч или 360 км/ч), тогда как в начале исследуемого периода этот показатель чаще всего находился в районе 90-х годов. Это увеличение было постепенным и последовательным с течением времени, что указывает на возможность сохранения этой тенденции в долгосрочной перспективе. Напротив, ветры вблизи центра шторма замедлились. Результаты исследования были опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

"Когда я впервые увидел результаты, я спросил: "Имеет ли это смысл?". Никто не видел этого раньше", - сказал в своем заявлении Майкл Вонг, ученый-планетолог из Калифорнийского университета в Беркли и ведущий автор исследования. Но это то, что может сделать только Хаббл". Долговечность "Хаббла" и его постоянные наблюдения сделали это открытие возможным".

Большое красное пятно - это массивная штормовая система, по размерам превосходящая Землю (около 10 000 миль в поперечнике), которая вращается уже более 190 лет. С начала XIX века оно является объектом астрономического удивления для любителей наблюдать за небом, хотя возможно, что его заметили еще в 1600-х годах.

Ученые могут более детально изучать домашние бури с помощью самолетов, преследующих бури, и спутников на земной орбите. Но когда буря на Юпитере, лучше всего использовать телескоп типа "Хаббл".

Несмотря на то, что "Хаббл" может получить много информации о шторме Юпитера, у него есть свои ограничения. Например, "Хаббл" не может получать непрерывные показания скорости штормового ветра на месте, а его приборы не могут "увидеть" ничего ниже верхнего слоя шторма. Поэтому, когда речь заходит о том, как скорость шторма может влиять на поверхность Юпитера, это "трудно диагностировать", добавил Вонг, потому что "все, что находится ниже верхушек облаков, невидимо в данных".

Изменения в скорости ветра довольно малы и составляют менее 1,6 мили в час за земной год. Но это делает новое открытие еще более удивительным. Обнаружить такие незначительные изменения на столь далекой планете в условиях столь сильного шторма - это то, что астрономы могли бы сделать только с помощью "Хаббла" и его длительных наблюдений, сказала в том же заявлении Эми Саймон, соавтор нового исследования и ученый из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда. "Мы говорим о таком небольшом изменении, что если бы у вас не было 11 лет данных Хаббла, мы бы не знали, что оно произошло", - сказала она. С "Хабблом" у нас есть необходимая точность, чтобы заметить тенденцию".

Астрономам предстоит продолжить наблюдения, чтобы выяснить, что означают эти изменения для Юпитера. Планетологи ранее определили, что Большое красное пятно также уменьшается в размерах, становится выше и приобретает более круглую форму.