Астронавты объясняют, каково это - "выстрелить с планеты

Пока NASA и SpaceX готовятся к историческому запуску, два настоящих ракетчика размышляют о тяжелых полетах на орбиту во времена Shuttle.

Отредактировано 2023-25-06
Заключительный запуск шаттла НАСАПоследний полет "Шаттла" состоялся в июле 2011 года.

Обновление от 1 июня: запуск и путешествие к МКС прошли успешно.

Если в субботу все пойдет по плану - новая дата запуска высокопоставленной миссии - два астронавта НАСА отправятся на ракете SpaceX Falcon 9 из Флориды к Международной космической станции (МКС). Это будет первый запуск корабля с экипажем с территории США с 2011 года, когда орбитальный корабль "Спейс Шаттл" совершил свой последний полет.

Когда в 1981 году "Шаттл" дебютировал на стартовой площадке Космического центра имени Кеннеди, на его борту находились два астронавта. До этого момента НАСА еще никогда не отправляло в первый полет ракетную систему с пристегнутыми людьми. (Они проводили атмосферные планерные испытания орбитального корабля с экипажем, который был прикреплен к самолету 747, но эти полеты не были связаны с космосом).

По случаю запуска Crew Dragon PopSci побеседовал с двумя астронавтами эпохи Shuttle - одним из тех, кто летал на первом полете 1981 года, и другим, кто летал на последнем полете 2011 года. Оба они поделились своими мыслями о том, каково это - лететь на космическом самолете, прикрепленном к двум твердотопливным ракетным ускорителям, и как эти ощущения могут отличаться для тех, кто отправится на МКС в субботу, если позволят условия.

Джон Янг и Роберт КриппенДжон Янг и Роберт Криппен (справа) в 1979 году. НАСА

12 апреля 1981 года

Роберт Криппен, которому сейчас 82 года, помнит, как первая миссия "Шаттла" стартовала с палубы всего через два дня после того, как запланированный взлет был отменен, или "забракован". "Я был приятно удивлен этим, потому что это был довольно сложный аппарат, и было много вещей, которые могли помешать его запуску", - говорит он. "Но он сработал". К 43-летнему новичку в космосе присоединился командир Джон Янг, который умер в 2018 году в возрасте 87 лет.

Криппен и Янг не могли опираться на историю космических полетов для своего первого полета, который назывался STS-1. Когда "Шаттл" только запускался, у нас не было ни малейшего представления о вероятности [или] оценке рисков", - вспоминал Янг в 2008 году в документальном сериале канала Discovery "Когда мы покинули Землю - миссии НАСА". "Любой, кто думает, что может статистически предсказать, когда что-то с двумя миллионами движущихся частей выйдет из строя, курит то, что ему не следует, вероятно".

Криппен вспоминает, что во время запуска его пульс участился примерно до 130 ударов в минуту. "Только когда счет перевалил за одну минуту, я понял, что у нас все получится", - рассказывает он в интервью PopSci. "Тогда мой пульс участился, и это было чистое волнение с моей стороны". После того первого полета он летал еще три раза, но, конечно, первый полет запомнился ему больше всего. "Ничто не сравнится с первым полетом", - объясняет он. "В первом полете подъем, который длится 8,5 минут, показался мне проходящим за 30 секунд".

Теперь, почти 40 лет спустя, Криппен готов увидеть, как НАСА и SpaceX устанавливают очередную веху. "Чертовски вовремя", - сказал он, отвечая на вопрос о запуске Crew Dragon.

первая посадка шаттлаПервый полет шаттла приземлился 14 апреля 1981 года. НАСА

8 июля 2011 г.

Спустя чуть более 30 лет после знаменательного полета Криппена и Янга Рекс Уолхайм и три других астронавта поднялись на борт последнего корабля "Шаттл". Уолхайм летал на корабле три раза и до сих пор отчетливо помнит последовательность взлета.

Заползание в аппарат за 90 минут до взлета потребовало некоторой "гимнастики", - рассказал он PopSci, - учитывая, что гигантский космический самолет сидел на хвосте, а не был припаркован на взлетной полосе. Когда он добрался до своего места, он лежал на спине. "Такое ощущение, что ты сидишь на вершине 15-этажного здания или чего-то подобного", - говорит Уолхайм. "[Шаттл] тверд как скала".

Но это чувство длилось только до момента запуска. "В Т-минус шесть [секунд] запускаются основные двигатели", - говорит Уолхайм. "И вот это прекрасное здание, которое казалось твердым, как скала, начинает трястись, как будто оно разваливается на части". Двигатели горели всего несколько секунд, прежде чем включились твердотопливные ракетные ускорители. После этого пути назад уже не было.

"При T-минус ноль вы получаете сильный толчок в штаны, когда загораются твердотопливные ракетные ускорители", - говорит Уолхайм. Сила G быстро нарастает до 2,5, что более чем в два раза превышает силу тяжести, которую вы ощущаете на Земле. "Ты понимаешь, что тебя очень быстро выкидывает с планеты", - добавляет он.

В определенный момент "Шаттл" сбросил скорость, чтобы избежать нагрузки на корабль; затем он снова увеличил скорость. "Когда эти двигатели снова включаются, возникает ощущение, что вы только что включили форсажную камеру на реактивном самолете, идущем, конечно, прямо вверх", - объясняет бывший астронавт.

По мере того как "Шаттл" продолжал подниматься вверх, твердотопливные ракетные ускорители (SRB) в конце концов заглохли. "Вы чувствуете немного меньшее ускорение, а затем происходит большой взрыв, когда твердотопливные ускорители отделяются", - говорит Уолхайм. Этот момент отделения, отмечает он, "похож на крушение поезда".

"Во время моего первого полета, когда отделились SRB, эти обломки ударились о лобовое стекло, как будто вы пробежали через кучу жуков. И это было похоже на "вау!"". Затем шаттл стабилизировался, и сила, которую ощущали астронавты, снизилась примерно до одного G.

Но аппарат быстро разогнался и продолжил подъем в течение следующих 6,5 минут. "G-силы нарастают, нарастают и нарастают - ощущение невероятного ускорения", - говорит Уолхайм.

"Вы разгоняетесь, словно летучая мышь из сами-знаете-куда", - объясняет он. Это "умопомрачительно".

Наконец, через 8,5 минут после запуска, движение выровнялось. "Двигатели выключились, и появилось ощущение, что ты продолжаешь движение", - говорит Уолхайм. Этот момент застал его врасплох: "Было ощущение, что "Шаттл" остановился, и я пролетел прямо сквозь него. У меня было огромное ощущение кувыркания".

НАСА, конечно, уже сняло "Шаттл" с эксплуатации. "Я думаю, что это самое красивое транспортное средство, когда-либо имевшее возможность летать в космосе", - размышляет Уэлхайм.

27 мая 2020 года

Что касается запуска Crew Dragon, то ощущения на борту должны отличаться от тех, которые описали Криппен и Уолхайм. "Я думаю, мы ожидаем, что, исходя из нашего опыта полета на шаттле, первая ступень была довольно грубой и грохочущей", - сказал на пресс-конференции в начале месяца Роберт Бэнкен, астронавт-ветеран НАСА, который будет находиться на борту коммерческого корабля. "Мы ожидаем, что Dragon будет немного и тем, и другим - мы ожидаем, что он будет более плавным, но мы также ожидаем, что он будет более громким на начальном этапе запуска". Система SpaceX имеет классический, ретроградный дизайн - в ней используется капсула, а не уникальный космический самолет, как у Shuttle.

Ожидается, что совместный запуск SpaceX и NASA состоится 30 мая в 3:22 EDT. Смотрите прямую трансляцию здесь.

Эта статья была обновлена, чтобы отразить новую дату запуска - субботу, 30 мая. Первоначально она содержала подробности о первой попытке запуска 27 мая, которая была отменена из-за "неблагоприятной погоды".