Карен Уленбек получила "Нобелевку по математике" - но женщины все еще недостаточно представлены в этой области

Уверенность в математике в раннем возрасте различается в зависимости от пола и играет ключевую роль в будущих успехах.

Отредактировано 2023-25-06
Карен Уленбек получила Нобелевку по математике - но женщины все еще недостаточно представлены в этой области

На этой неделе Карен Уленбек, выдающийся профессор математики Принстонского университета, получила Абелевскую премию - одну из самых престижных наград в области математики. Ее часто сравнивают с Нобелевской премией, в которой нет категории для математики или статистики.

Она получила награду - чек на 700 000 долларов - за значительную работу в области двух основных математических концепций: теории калибровки и геометрического анализа. Первая имеет дело с тем, как различные силы и частицы могут вести себя в рамках специальной теории относительности Эйнштейна, которая рассматривает отношения между пространством и временем: Законы физики одинаковы для всех неускоряющихся систем, а скорость света в вакууме одинакова независимо от источника света. Последний, геометрический анализ, пытается предсказать, как будут вести себя трехмерные формы. Например, Уленбек обнаружила, что если надуть мыльный пузырь, то его форма изменится таким образом, что сохранит площадь своей поверхности, чтобы сделать себя как можно более устойчивой. Тем самым она помогла определить, как мы предсказываем трехмерные структуры различных веществ и элементов.

К сожалению, победа Уленбек заслуживает внимания не только из-за важности ее выводов: Она - первая женщина, получившая эту награду. Тот факт, что женщина впервые удостоилась такой чести, на самом деле не намек, а скорее яркий, мигающий свет на главную проблему в STEM: даже сегодня немногие женщины получают высшее образование в области математики.

Число женщин, поступающих на программы подготовки докторов математических наук, по-прежнему значительно меньше, чем мужчин. Женщины из групп этнических меньшинств составляют еще меньший процент таких программ. Согласно отчету Национального научного фонда за 2019 год, хотя почти (но не совсем) половина всех математических степеней достается женщинам, этот процент значительно снижается, когда вы достигаете уровня доктора наук. В 2016 году около 42 процентов людей, получивших степень бакалавра в области математики и статистики, были женщинами, но только 28,5 процента тех, кто получил докторскую степень, были женщинами.

Если посмотреть на тенденции за последние 20 лет, то можно заметить небольшой подъем. В 1997 году женщины составляли 24,1 процента докторов математических наук, но к 2006 году это число увеличилось до 29 процентов, а в 2016 году снизилось до 28,5 процента.

В чем же дело? Некоторые утверждают, что отчасти проблема связана с тем, что в культурном плане мы считаем профессии, связанные с математикой, мужскими. Эти социальные ожидания, в свою очередь, влияют на уверенность женщины в своих математических способностях. Исследование 2017 года, в котором изучалось, как убеждения о математических способностях влияют на выбор степени среднего и высшего образования, показало, что женщины с позитивными убеждениями о своих способностях к математике чаще выбирают специальности, связанные с математикой. Другое исследование, вышедшее в 2016 году, показало, что даже в начальной школе гендерные различия в уверенности в математических способностях больше, чем различия в интересе и успеваемости.

Другие исследования подтверждают эту идею. Одно из них показало, что хотя мальчики и девочки средней школы имеют схожий уровень успеваемости по математике, отношение к математике было самым сильным предиктором того, насколько хорошо успевали девочки. На успеваемость мальчиков в среднем влияли в основном фактические навыки. Другими словами, девочки и мальчики средней школы одинаково хороши в математике, но низкая уверенность девочек может помешать им показать наилучшие результаты. У мальчиков дело обстоит совсем иначе.

Первый шаг к тому, чтобы люди были уверены в своих математических способностях, - это убедить их в том, что именно они должны выполнять эту работу в первую очередь. Показывая всему миру, насколько важную роль играют самые разные люди в новых исследованиях в области математики и естественных наук, например, вручая этим экспертам заслуженные награды, мы делаем один маленький шаг к устранению этого неравенства.