Возможно, это было весной, когда астероид уничтожил динозавров.

В это время года динозавры, возможно, были наиболее уязвимы.

след динозавра в скалеКрупные динозавры вымерли 66 миллионов лет назад, оставив после себя следы и окаменелости.

Астероид, убивший динозавров и врезавшийся в современную Мексику 66 миллионов лет назад, прилетел весной, как показывает новый анализ.

Ученые изучили окаменевших рыб, погибших вскоре после удара, и по особенностям роста и химическим веществам, сохранившимся в костях, определили время события. Исследователи пришли к выводу, что удар астероида пришелся на весну в Северном полушарии - время, когда многие животные выращивали потомство и были особенно уязвимы перед катаклизмом. Сезон, в который произошло столкновение с астероидом, вероятно, повлиял на то, какие виды выжили после массового вымирания, о чем группа исследователей сообщила 23 февраля в журнале Nature.

"Результаты этого исследования могут помочь объяснить, почему одни организмы вымерли в конце мелового периода, а другие пережили катастрофу", - сказал Майкл Донован, палеобиолог из Кливлендского музея естественной истории, не принимавший участия в исследовании, в своем электронном письме.

Непосредственные последствия падения астероида включали в себя лесные пожары, цунами и каменные осадки, которые достигли территорий более чем в 2000 миль от ударного кратера Чиксулуб на полуострове Юкатан в Мексике. Одним из мест, где сохранились свидетельства этих возмущений, является месторождение событий Танис, которое находится в богатой ископаемыми формации Хелл-Крик в Северной Дакоте.

Через несколько десятков минут после столкновения с астероидом сейсмическая ударная волна должна была потрясти реку Танис и вызвать всплеск воды, которая выбросила на берег рыб, аммонитов и других морских обитателей. Тем временем фрагменты расплавленной и испарившейся породы, называемые сферулами, которые были взорваны в атмосфере и затвердели, обрушились на несчастных животных, погребая их заживо.

"Ударная волна очень быстро проходит через земную кору и вызывает огромные волны в вышележащих водоемах (озерах, реках); это очень похоже на бассейн во время землетрясения", - сообщила по электронной почте Мелани Дюринг, аспирант по палеонтологии позвоночных в Уппсальском университете в Швеции и соавтор результатов исследования.

Чтобы определить, когда произошло это потрясение, Дюринг и ее соавторы изучили найденных в месторождении фильтрующих веслоногих рыб и осетров с застрявшими в жабрах сферолитами. Микротомографическое сканирование одного из скелетов показало, что осколки породы еще не достигли пищеварительного тракта, что подтверждает, что рыба умерла вскоре после столкновения.

Исследователи также рассмотрели под микроскопом тонкие срезы плавников и челюстных костей рыб. По словам Дюринга, эти кости растут подобно деревьям, каждый год добавляя новый слой.

Динозавры фотоОкаменелость веслоноса из Таниса. Европейский центр синхротронного излучения

Она и ее команда наблюдали крошечные поры в каждом слое, в которых когда-то располагались костные клетки, увеличивающиеся в размерах и плотности в теплые месяцы, когда пищи много. "Мы увидели, что все эти рыбы регистрировали сезонность и умирали точно в одно и то же время: Весна", - сказал Дюринг.

Затем исследователи проанализировали, как различные типы атомов углерода, или изотопов, в кольцах роста менялись в течение года. Рыба получает "более тяжелые" изотопы углерода от крошечных существ, называемых зоопланктоном, которыми она питается. Когда рыба умерла, соотношение тяжелых и легких изотопов углерода увеличивалось, но еще не достигло своего типичного летнего пика. Это послужило еще одним доказательством того, что рыба встретила свой конец весной.

"Фактическое вымирание заняло гораздо больше времени, чем сам этот момент", - признала Дюринг. Но катастрофический сезон - весна в Северном полушарии и осень в Южном - уничтожил бы многие организмы еще до того, как выпавшие осадки астероида окутали Землю ядерной зимой, сказала она.

По словам Дюринга, для многих организмов весна - это лучший сезон для роста и размножения после суровых зимних месяцев. В результате последствия экологического опустошения, последовавшего за астероидом, могли быть усилены для жизни в Северном полушарии, добавил Донован.

Растения и животные в Южном полушарии, где в разгаре была осень, возможно, пострадали бы больше; астероид прибыл в то время, когда млекопитающие готовились к спячке в норах, а куколки насекомых и спящие семена были упрятаны в почву.

Донован и другие исследователи ранее сообщали, что экосистемы Южного полушария, возможно, быстрее восстановились после массового вымирания, вызванного астероидом, чем экосистемы Севера. По его словам, новое исследование может помочь объяснить эту разницу, хотя многие вопросы, связанные с этим тяжелым периодом, остаются.

"Были ли различия в региональных моделях восстановления результатом расстояния от места падения астероида, различий в местном климате, сезона, в течение которого произошло столкновение, или какой-то комбинации?" сказал Донован.

По словам Дюринга, пока исследователи продолжают изучать, как вымирание, уничтожившее динозавров, происходило на всей планете, одной из проблем является относительная нехватка данных из Южного полушария.

По словам Дюринга, в изучении этого события наблюдается "огромный перекос" в сторону изучения ископаемых, найденных в Северном полушарии, в то время как в данных по Южному полушарию гораздо больше пробелов. "Абсолютно точно стоит сосредоточиться на том, чтобы добыть больше окаменелостей из Южного полушария", - сказала она, - "и делать это, привлекая и поддерживая местных исследователей, которым часто не хватает финансирования для проведения исследований".