Самый новый динозавр Зимбабве может оказаться самым древним в Африке

Познакомьтесь с быстрым и всеядным Mbiresaurus raathi.

Художественная реконструкция Mbiresaurus raathiMbiresaurus - родственник гигантских длинношеих зауроподов, таких как брахиозавр и апатозавр.

При взгляде на карту кажется, что континенты Южная Америка и Африка подходят друг другу, как кусочки головоломки. Такая географическая симметрия объясняется тем, что эти континенты и большая часть суши на Земле когда-то были объединены в гигантский массив суши под названием Пангея около 200-300 миллионов лет назад. Этот древний суперконтинент влиял на жизнь на Земле в течение палеозойского и позднего триасового периодов. Примерно 230 миллионов лет спустя ученые обнаружили на континенте в Зимбабве самого древнего на сегодняшний день африканского динозавра - и почти полный скелет помогает ученым лучше понять эволюцию динозавров.

Почти полный скелет Mbiresaurus raathi был обнаружен после пяти лет задержек, связанных с COVID-19, и чрезвычайно тщательных раскопок. Mbiresaurus обитал на берегах древней реки на территории современного Зимбабве в позднем триасовом периоде (примерно 252 - 201 миллион лет назад). Этот длинношеий древний ящер - зауроподоморф, родственник гигантских длинношеих зауроподов, таких как брахиозавр и апатозавр. Они были меньше своих собратьев из позднего юрского и раннего мелового периодов - около 6 футов в длину и 1,5 фута в высоту от бедра. Для сравнения, более поздний зауропод под названием дредноутус был около 85 футов в длину.

По словам исследователей, Mbiresaurus был бипедальным (стоял на двух ногах), имел относительно небольшую голову и маленькие, зазубренные, треугольной формы зубы, что позволяет предположить, что он был травоядным или, возможно, всеядным.

"Когда мы говорим об эволюции ранних динозавров, окаменелости триасового периода встречаются редко", - сказал в интервью Би-би-си Дарлингтон Муньиква, заместитель директора Национальных музеев и памятников Зимбабве, участвовавший в экспедициях.

Результаты исследования были опубликованы вчера в журнале Nature и помогают ответить на вопрос, почему окаменелости динозавров были найдены только в некоторых частях Пангеи. Ранее самые старые известные образцы динозавров (датируемые примерно 230 миллионами лет назад) были найдены в Южной Америке (в частности, в Аргентине и Бразилии), а несколько частичных образцов - в Индии.

"Открытие Mbiresaurus raathi заполняет критический географический пробел в ископаемой летописи древнейших динозавров и показывает силу полевых исследований, основанных на гипотезах, для проверки предсказаний о древнем прошлом", - сказал в пресс-релизе основной автор Кристофер Гриффин, который в 2020 году получил степень доктора философии в области геонаук в Научном колледже Вирджинского технологического института. "Это самые древние из известных динозавров Африки, возраст которых примерно равен возрасту самых древних динозавров, найденных в любой точке мира".

Гриффин (ныне постдок Йельского университета) Муньиква и Мишель Зондо из Музея естественной истории Зимбабве в Булавайо раскопали почти полный скелет на берегу бассейна реки Кабора-Басса. В интервью журналу Science Гриффин вспомнил, как заметил торчащую из реки бедренную кость: "Как только я ее откопал, я понял, что держу в руках самого древнего динозавра Африки", - сказал Гриффин. "Мне пришлось присесть и отдышаться, потому что я подумал: "Там может быть еще много [костей]".

Новый динозавр получил свое название в честь Мбире, района в Зимбабве, где был найден скелет, а также по имени исторической династии Шона, которая когда-то правила этим регионом. Название "раатхи" дано в честь Майкла Раатха, палеонтолога, который первым опубликовал информацию об обнаружении окаменелостей на севере Зимбабве.