Свиньи умирали после сердечных приступов. Ученые вернули их клетки к жизни.

Подобные эксперименты могут поставить под сомнение то, что значит быть мертвым.

Определенные типы клеток свиней возрождались после смерти животныхИнфузии искусственной или насыщенной кислородом крови помогли восстановить основные функции у мертвых свиней.

Воскрешение мертвых звучит как научная фантастика, но группе ученых-медиков из Йельского университета удалось добиться именно этого - по крайней мере, на клеточном уровне. Они успешно оживили клетки свиней, которые были мертвы в течение часа, о чем сообщается в исследовании Nature, опубликованном 3 августа. Хотя авторы исследования подчеркивают, что до применения технологии на людях еще много веков, эта работа может в конечном итоге помочь дольше сохранять человеческие ткани живыми, увеличивая предложение жизнеспособных органов для трансплантации.

"Эти клетки функционируют спустя несколько часов после того, как не должны функционировать", - сказал Ненад Сестан, профессор неврологии и сравнительной медицины в Йеле и ведущий автор исследования, на брифинге CNN. "Это говорит нам о том, что гибель клеток может быть остановлена. И восстановить их функциональность во многих жизненно важных органах. Даже через час после смерти".

Сестан и его коллеги получили 100 свиней от местного заводчика. Они поместили свиней на аппараты искусственной вентиляции легких и потрясли сердца животных, чтобы вызвать остановку сердца. Через час после констатации смерти ученые из Йельского университета использовали две системы для перекачивания крови обратно в тела животных: аппарат ЭКМО удалял углекислый газ и добавлял насыщенную кислородом кровь в одну группу, а другое устройство, называемое OrganEx, перекачивало искусственную кровь в другую. Эта жидкость поступала в кровеносные сосуды мертвых свиней, где синтетические формы гемоглобина и других молекул защищали клетки от разрушения и останавливали образование тромбов.

Через шесть часов исследователи зафиксировали признаки рециркуляции кислорода в тканях свиней. Сканирование сердца подтвердило признаки электрической активности в сердце свиней на аппарате OrganEx, хотя эти органы не были полностью восстановлены. В других местах также наблюдались признаки обычной работы: Печень умерших свиней возобновила производство белка под названием альбумин. Кроме того, клетки других жизненно важных органов реагировали на глюкозу, что свидетельствует о том, что метаболические процессы в организме свиней возобновились.

Этот эксперимент - не первая попытка ученых переосмыслить жизнь и смерть. В начале 20 века были попытки перезагрузить мозг умерших обезьян. А в 2019 году неврологи реанимировали мозг обезглавленных свиней через четыре часа после их смерти на скотобойне.

Подобные исследования поднимают вопрос о том, что значит быть мертвым. "Мы предполагаем, что смерть - это вещь, это состояние бытия", - сказала в интервью The New York Times Нита Фарахани, профессор права Университета Дьюка, изучающая этические, правовые и социальные последствия новых технологий. "Существуют ли формы смерти, которые обратимы? Или нет?"

Результаты исследования также ставят под сомнение, кто считается юридически мертвым, особенно по мере того, как медицина адаптируется к тому, чтобы в один прекрасный день сделать сердечную смерть обратимой. "Люди обычно сосредотачиваются на смерти мозга, но нет большого консенсуса относительно того, когда наступает сердечная смерть", - сказал Артур Каплан, специалист по биоэтике из Нью-Йоркского университета в интервью Nature News. "Эта статья вносит важный вклад в этот вопрос".

Если подобные технологии будут применяться к людям, этические проблемы будут многочисленны. В 2016 году Совет по медицинским исследованиям Индии, ссылаясь на этические проблемы, заблокировал запланированное клиническое испытание, целью которого было оживление людей с мертвым мозгом до состояния минимального сознания с помощью смеси стволовых клеток и других методов.

Хотя в текущем исследовании не было обнаружено признаков мозговой активности у свиней, исследователи заметили, что головы, шеи и туловища свиней двигались. Если мозговая активность будет восстановлена, невозможно сказать, насколько функциональными или сознательными будут свиньи, что делает этот вопрос одним из множества этических вопросов, на которые ученым придется ответить, проникая в эту мутную область науки.