Вирусный потомок смертельного гриппа 1918 года, вероятно, все еще ходит по свету

Столетние образцы из легких человека выявили генетику пандемического гриппа.

Вспышка гриппа 1918 года во время которой пациентов держали в таких вот карантинных палатах была одной из самых смертоносных пандемий в миреКарантинное отделение для больных гриппом начала 1900-х годов.

Вирус гриппа H1N1, один из циркулирующих виновников сезонного гриппа, является прямым потомком вируса, ответственного за катастрофическую пандемию гриппа 1918 года.

Международная группа исследователей обнаружила редкий набор из трех образцов легочной ткани человека, датируемых 1900-1931 годами и хранящихся в Берлинском музее истории медицины и Музее естественной истории в Вене, Австрия. Проанализировав эти образцы, исследователи смогли завершить геном вируса гриппа, существовавшего в самом начале пандемии 1918 года. Когда они сравнили его с современным свиным гриппом H1N1, то обнаружили, что каждый элемент генома H1N1 может быть прямым потомком того первоначального штамма.

Если эта теория верна, то это означает, что отдельные штаммы вирусов могут эволюционировать самостоятельно, приобретая новые характеристики и даже заражая новые виды, в отличие от доминирующей теории, согласно которой вирусные штаммы эволюционируют благодаря тому, что различные вирусы обмениваются своими генетическими кодами. Результаты исследования были опубликованы в понедельник в журнале Nature Communications.

Автор исследования Себастьен Кальвиньяк-Спенсер, эволюционный биолог из Института Роберта Коха в Берлине, рассказал HealthDay: "Последующий вирус сезонного гриппа, который продолжал циркулировать после пандемии, вполне мог произойти непосредственно от пандемического вируса".

Пандемия гриппа 1918 года, также известная как испанский грипп, была второй по смертоносности пандемией в зарегистрированной истории, сразу после бубонной чумы, и, по оценкам, число погибших составило от 17 до 100 миллионов человек. Но, несмотря на огромные масштабы этой пандемии, происхождение этой вспышки до сих пор неизвестно. Первые сообщения о случаях заболевания поступили из США, но вполне возможно, что более ранние инфекции циркулировали незамеченными в течение нескольких недель или даже месяцев.

Из-за ограниченной доступности образцов тканей генетический анализ вируса гриппа 1918 года является сложной задачей. "Когда мы начали работу, было всего 18 образцов, из которых были доступны генетические последовательности", - сказал Кальвиньяк-Спенсер в своем заявлении. "Также отсутствовала информация о ранней фазе пандемии [1918 года], поэтому любые новые геномы, документирующие новые места и периоды, могут значительно расширить наши знания об этой пандемии".

Исследования в этом ключе могут помочь экспертам в области здравоохранения понять развитие вирусных пандемий. Авторы исследования считают, что их выводы могут также объяснить происхождение вспышки свиного гриппа H1N1 в 2009 году. В конце концов, известно, что грипп 1918 года попал в популяцию свиней во время этой пандемии, сказал в своем заявлении автор исследования Торстен Вольф, руководитель отдела исследований гриппа и респираторных вирусов в Институте Роберта Коха. Возможно, что вспышка 2009 года была вызвана тем, что этот штамм нашел способ вернуться к людям.

Но из-за небольшого размера выборки этих образцов легких авторы нового исследования признают, что их результаты не могут ничего определенного сказать об эволюции вируса гриппа 1918 года. "Испанский грипп все еще остается загадкой в вирусологии, потому что есть много открытых вопросов, на которые мы до сих пор не знаем ответов", - добавил Вольф.