У нового представителя семейства T. rex пронзительные глаза

У Daspletosaurus wilsoni выросли уникальные черты над глазами, что указывает на то, что он может связывать примитивных и более поздних тираннозавров.

Этот новый вид тираннозавров узнаваем по уникальному расположению маленьких рожек вокруг глазаЭтот новый вид тираннозавров узнаваем по уникальному расположению маленьких рожек вокруг глаза.

Похоже, что у тираннозавра рекс появился еще один родственник, пополнивший его постоянно растущее семейное древо. В 2017 году сотрудник музея динозавров Badlands Джек Уилсон обнаружил останки нового вида тираннозавра, названного Daspletosaurus wilsoni, или D. wilsoni. Уилсон впервые увидел небольшой плоский кусок кости, выступающий из подножия скалы в формации Джудит Ривер в северо-восточной Монтане. Окаменелость, которую заметил Уилсон, оказалась частью ноздри динозавра.

В период с 2017 по 2021 год были обнаружены дополнительные окаменелости, в том числе скелетные фрагменты ребер и костей пальцев ног, а также части окаменевшего черепа. Этих фрагментов оказалось достаточно, чтобы определить, что это новый вид, о чем подробно говорится в статье, опубликованной 25 ноября в журнале Paleontology and Evolutionary Science. Останки датируются 76,5 миллионами лет назад, в меловой период, за миллионы лет до того, как T. rex протопал по позднему меловому периоду.

Одной из уникальных особенностей D. wilsoni является расположение шиповидных рожков вокруг глаз. Он также обладает сочетанием признаков, которые встречались у более примитивных видов тираннозавров, например, выдающимся набором рогов вокруг глаз. Он также может похвастаться физическими особенностями, более характерными для более поздних представителей этой группы, включая знаменитого T. rex. Одной из таких более совершенных особенностей тираннозавра является высокая глазница и расширенные воздушные карманы внутри черепа.

"Таким образом, D. wilsoni является "промежуточным звеном" или "недостающим звеном" между более древними и более молодыми видами тираннозавров", - пишут авторы исследования Элиас Уоршоу, студент-палеонтолог из Университета штата Монтана, и Денвер Фаулер, палеонтолог и куратор Музея динозавров Badlands, в своем заявлении.

Эволюция фотоНовый экземпляр, прозванный Сизифом, является одним из четырех скелетов тираннозавров, недавно собранных Музеем динозавров Бэдлендс. Здесь четыре тираннозавра оспаривают право собственности на свежую тушу Centrosaurus. Рудольф Хима и Музей динозавров Бэдлендс.

Семейство тираннозавров большое: Оно насчитывает девять родов, что выше вида и ниже семейства в системе классификации животных и растений. В семейство входит род хищников под названием дасплетозавры, которые жили примерно 79,5 млн и 74 млн лет назад, в позднем меловом периоде. Команда считает, что D. wilsoni является промежуточным дасплетозавром, потомком Daspletosaurus torosus и предшественником Daspletosaurus horneri. Daspletosaurus в переводе с греческого означает "страшная ящерица", а образец был прозван Сизифом, в связи с мифом о человеке, проклятом вечно толкать валун в гору. Чтобы извлечь кости из окружающей породы, потребовались огромные усилия, включая удаление около 25 футов камня с вершины скелета.

В Северной Америке в позднем меловом периоде несколько близкородственных видов составляли эволюционные семейства динозавров. Ранее считалось, что эти виды жили в одно и то же время, что было бы свидетельством того, что биологи называют ветвящейся эволюцией. Однако недавно обнаруженные образцы, такие как этот, и лучшее понимание того, когда жили эти животные, изменили представление палеонтологов об эволюции динозавров.

"Теперь мы видим, что многие из этих видов на самом деле очень тонко отделены друг от друга во времени, образуя последовательные лестничные ступени в одной эволюционной линии, где один предковый вид эволюционирует непосредственно в вид-потомок", - пишут Уоршоу и Фаулер.

Этот процесс называется анагенезом, или линейной эволюцией. Он отличается от эволюции кладогенеза, когда последовательные ветвления приводят к появлению множества близкородственных видов, которые выглядят похоже, но являются эволюционными "кузенами", а не потомками и предками.

"Новое исследование поддерживает добавление тираннозавров к растущему списку динозавров (включая рогатых и утконосых динозавров), для которых был предложен анагенез (линейная эволюция), - говорят Уоршоу и Фаулер. Это говорит о том, что линейная эволюция может быть более распространена у динозавров и что ветвящаяся эволюция происходит реже, чем считалось ранее".

В настоящее время Уоршоу проводит более детальное исследование связи между T. rex и Daspletosaurus.