'Мозговитые' паразиты наследуют странный генетический пробел

Черви из конского волоса оказались еще более странными, чем думали ученые.

Отредактировано 2023-24-07
паразитический червь конский волосВолосяной червь имеет длинное стройное тело, которое опутывает себя и образует узлы.

Глубоко под нашими ногами практически в любой точке планеты обитают паразитические спагеттиподобные кукольники, известные как конские черви или гордиевы нематоды.

Эти коварные, склизкие существа лишены трех основных систем: выделительной, кровеносной и дыхательной. Чтобы компенсировать это, они вселяются в сверчков, кузнечиков и других беспозвоночных, подключаясь к их нейрологическим цепям и в конечном итоге "промывая" им мозги. Попав в организм, взрослый червь начинает действовать, контролируя своего хозяина и заставляя его искать водоем, чтобы черви могли выйти и спариться.

Возможно, этим существам не хватает не только важнейших систем жизнедеятельности, но и чего-то в их ДНК. Ученые из Полевого музея естественной истории и Гарвардского университета провели секвенирование генома пресноводного волосяного червя Acutogordius australiensis и соленого червя Nectonema munidae. Они обнаружили, что у этих животных отсутствуют гены, кодирующие реснички - структуры, похожие на волоски, которые есть почти во всех клетках животных и человека.

Свои выводы исследователи опубликовали в журнале Current Biology в этом месяце.

"Мы обнаружили, что очень удивительно, что в геномах обоих волосяных червей отсутствует около 30% набора генов, которые, как ожидается, должны присутствовать практически во всех группах животных", - говорит Тауана Кунья, постдокторский исследователь из чикагского Музея Филда и ведущий автор исследования.

Реснички - это пушистые волоски, расположенные на клетках эукариот, которые помогают перемещать жидкость, мусор и другие материалы из одного места в другое. "Животные используют ресничные структуры для передвижения, для очистки клеток, в качестве сенсоров (например, реснички есть в глазах и ушах), в сперматозоидах. Губки используют эти структуры для перемещения воды и питания, мы используем их для многого другого", - говорит соавтор исследования Бруно де Медейрос, научный сотрудник Музея сравнительной зоологии Гарвардского университета и помощник куратора по насекомым в Музее Филда. "Это просто безумие, что животное может потерять реснички и жгутики, ведь они кажутся такими полезными и так прочно вплетены в естественную историю животного".

Родословная волосяных червей исторически недостаточно изучена. Специалисты по волосяным червям ограничены, а изучение их генома - дорогостоящий и редкий процесс. Однако эти находки открывают новую серию вопросов о том, какие еще существа могли потерять "такую фундаментальную структуру клеточного уровня, как реснички", - говорит Медериос.

"Значит, этой основной линии животных пока не уделялось должного внимания. Но есть и другие. Мы определенно не имеем пока четкого представления о геноме всех животных", - говорит Медериос.

Хотя людям не нужно жить в страхе перед червями, контролирующими сознание, знание принципов работы этих паразитов крайне важно для защиты окружающей среды и здоровья человека. Например, исследованный в соленой воде вид был обнаружен в глубоководном омаре, который может быть выловлен для употребления в пищу человеком. Другие членистоногие опыляют сельскохозяйственные культуры или даже используются в качестве сырья или экспериментальной пищи для человека.

"Если тенденция использования сверчков в качестве корма сохранится и мы начнем массовое производство сверчков, то, конечно, мы должны знать о возможных паразитах и о том, как с ними бороться, в том числе и с волосяными червями", - говорит Медериос.