Эта древняя рептилия придерживалась смертельно опасной вегетарианской диеты

Растения так сильно истощили зубы ринхозавров, что с возрастом они умирали от голода.

Иллюстрация ринхозавра Bentonyx из среднего триаса Девона около 245 миллионов лет назадИллюстрация ринхозавра Bentonyx из среднего триаса Девона, около 245 миллионов лет назад.

В эту ископаемую пятницу мы хотим познакомить вас с ринхозавром. Эта древняя рептилия - дальний родственник крокодилов и современных птиц, обитавшая на территории современной Северной и Южной Америки, Европы, Африки, Мадагаскара и Индии в период от 250 до 225 миллионов лет назад. Он принадлежит к группе древних рептилий размером примерно с овцу, которые процветали в триасовом периоде. Триасовый период известен своим жарким климатом и обилием растительности.

В исследовании, опубликованном 8 июня в журнале Palaeontology, описана горстка образцов ринхозавров, найденных в Девоне на юго-западе Англии. Исследователи использовали компьютерную томографию, чтобы увидеть, как изнашивались их зубы по мере того, как травоядные питались листовой зеленью и другой грубой растительностью, а также как добавлялись новые зубы к задним зубным рядам, когда животные увеличивались в размерах. Поскольку растительность изнашивала зубы ринхозавров, они, вероятно, умирали от голода по мере старения.

"Сравнивая последовательность окаменелостей на протяжении их жизни, мы увидели, что по мере старения животных изнашиваемая в любой момент времени область челюстей смещалась назад по отношению к передней части черепа, в результате чего новые зубы и новые кости вступали в износ", - сказал в своем заявлении соавтор исследования, студент-палеобиолог Бристольского университета Титивут Сетапаничсакул (Thitiwoot Sethapanichsakul). "Они явно ели действительно жесткую пищу, такую как папоротники, которые изнашивали зубы до кости челюсти, что означает, что они в основном измельчали свою пищу смесью зубов и кости".

В триасовом периоде ринхозавры были важной частью экосистемы Земли. Жизнь на Земле восстанавливалась после величайшего массового вымирания в истории планеты. Во время пермско-триасового массового вымирания, или "Великой гибели", мощные извержения вулканов вызвали катастрофические изменения климата, в результате которых погибло от 80 до 90 процентов видов на Земле. Оно открыло путь динозаврам к господству на Земле, но было еще более драматичным, чем вымирание, которое уничтожило динозавров 65 миллионов лет назад.

Ринхозавры помогли заложить основу для новых типов экологии, когда динозавры стали доминировать, а затем появились млекопитающие.

"Я впервые изучал ринхозавров много лет назад и был поражен, обнаружив, что во многих случаях они доминировали в своих экосистемах", - сказал в своем заявлении соавтор работы, палеонтолог из Бристольского университета Майк Бентон. "Если вы находили одну окаменелость, то находили сотни. Они были овцами или антилопами своего времени, и все же у них была специализированная зубная система, которая, очевидно, была приспособлена для борьбы с массой жесткой растительной пищи".

Команда сравнила образцы ранних ринхозавров, подобных тем, что были обнаружены в Девоне, с более поздними образцами из Аргентины и Шотландии. Они смогли увидеть, как развивались их зубы с течением времени, и, в конечном счете, как эта уникальная стоматология позволила виду дважды диверсифицироваться. Их зубы менялись в среднем и позднем триасе. В конце концов, очередной период изменения климата и особенно значительные изменения в видах растений, которыми могли питаться рептилии, позволили динозаврам взять верх, и ринхозавры вымерли незадолго до окончания триасового периода, примерно 237-227 миллионов лет назад.