Древний кусок пряжи свидетельствует о том, что неандертальцы были очень умелыми людьми

Возможно, они были первыми в мире ткачами.

Крупный план современного льняного кордажа демонстрирующего крученую структуру волоконСкручивание волокон сложнее, чем кажется.

Когда вы думаете о том, как проводили свои дни неандертальцы, первое, что приходит на ум, вероятно, весьма далеко от, скажем, вязания свитера или плетения корзин. Но, оказывается, эти древние гоминиды могли знать о пряже и шнурах гораздо больше, чем мы им приписываем.

Новое исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, представляет самые ранние прямые доказательства технологии производства волокна, то есть использования растений в дикой природе для создания пряжи. И эти текстильные следы 41 000-52 000 лет назад появились не у нас: Исследователи обнаружили эти следы в тех частях Европы, которые в тот период были местом обитания неандертальцев.

Это очень важно по нескольким причинам. Не каждый день археологам попадаются скоропортящиеся артефакты, такие как волосы или продукты растительного происхождения, которые разрушаются гораздо быстрее, чем керамика, камни или кости. Авторы исследования с помощью микроскопии и спектроскопии обнаружили фрагмент шнура длиной шесть миллиметров, состоящий из трех пучков скрученных волокон. Эти волокна могли быть от рукоятки инструмента или от какой-то сетки или мешка.

По словам автора исследования, антрополога Брюса Харди из колледжа Кеньон, пряжа - это сложная технология, которая кажется такой простой.

"Вы окружены шнурами", - говорит Харди. "Одежда, которую вы носите, сделана из шнуров, а в стенках телефона, которым вы пользуетесь, есть шнуры из скрученного металлического волокна".

По его словам, шнур имеет свойство как бы складываться сам по себе. Вы берете один кусок волокна, скручиваете его в одну сторону, чтобы сделать веревку, а затем скручиваете несколько таких веревок вместе в противоположном направлении, чтобы создать еще более прочную веревку.

Это почти как язык, добавляет он, поскольку каждый шаг зависит от предыдущего. Звуки нужны, чтобы создавать слова, а слова - чтобы создавать высказывания и мысли.

Шаги, которые все время строятся и строятся друг на друге, называются "бесконечным использованием ограниченных средств", - добавляет он. Изготовление прочного куска веревки и связного предложения требует некоторых из тех же навыков и мыслительных процессов.

"Эти две системы говорят об одних и тех же когнитивных способностях", - говорит Харди.

Помимо этих когнитивных способностей, неандертальцы должны были обладать высокой наблюдательностью, чтобы знать, когда собирать определенные растения для изготовления пряжи.

Главный смысл этого исследования, по словам Харди, заключается в том, что неандертальцы могли быть умнее, чем мы им приписываем. В прошлом слово "неандерталец" считалось синонимом глупости. Но исследования последних нескольких лет показали, что представители этого вида могли готовить пищу на огне, хоронить своих мертвых и заботиться о больных членах своих общин, а не бросать их на произвол судьбы.

Мы часто спрашиваем, где неандертальцы ошиблись, говорит Харди, - оставляя место для нашего появления в качестве доминирующих гуманоидов на планете, - вместо того, чтобы подумать обо всем, что они сделали правильно. И похоже, что пряжа может стать следующей в длинном списке инноваций неандертальцев.

"Я не сомневаюсь, что неандертальцы были людьми во всех смыслах, - говорит палеонтолог Клайв Финлейсон, директор Гибралтарского национального музея, который не принимал участия в исследовании. В конце концов, теперь мы знаем, что наши человеческие предки довольно часто скрещивались с неандертальцами и другими родственными видами. Пришло время изменить устаревшую парадигму "неандерталец против современного человека".

Хотя Джон Ши, профессор антропологии из Университета Стони Брук, согласен с тем, что неандертальцы намного умнее, чем мы о них думаем, он не уверен на 100 процентов, что именно этот вид был ответственен за эту конкретную нить. Временные рамки приходятся на эпоху, когда люди также бродили по территории современной Франции. Поскольку мы не можем путешествовать во времени, мы не можем знать, кто из ранних гоминид занимался скручиванием.

Но независимо от происхождения пряжи, говорит он, это исследование не произвело революции в нашем представлении об интеллекте неандертальцев: Представление о том, что они были неполноценным видом, было тщательно опровергнуто другими работами. "У нас нет никаких доказательств того, что эти парни были глупыми", - говорит он.

Тем не менее, добавляет Ши, исследование имеет большое значение, поскольку показывает, что подобные реликвии можно найти и изучить - даже если нить, о которой идет речь, не позволяет идеально связать неандертальцев с привычкой скручивать нити. Он считает, что в течение нескольких лет ученые могут обнаружить еще более древние свидетельства работы с волокнами. Если другие антропологи будут так же осторожны и внимательны к своим находкам, как эта команда, то такие образцы могут более точно указывать на неандертальцев.

Поэтому в следующий раз, когда вы достанете вязальные спицы, швейную машинку или набор для укалывания, вспомните, что мы, люди, не обязательно обладаем монополией на прядение. Наши древние родственники вполне могли быть мастерами ткачества в свое время.