Действительно ли люди одомашнили собак? История собак - это больше загадка, чем вы думаете.

Новая волна исследований изучает, как Фидо превратился из свирепого в дружелюбного.

Белая собака на голубом фонеСобаки обладают уникальной тягой к общению, даже с представителями другого вида.

Черно-белый бостон-терьер по кличке Чеви, гладкий и нарядный, как тюлень в смокинге, уверенно входит в звуконепроницаемую комнату для тестирования. Его бойкая уверенность быстро исчезает, когда команда исследователей подвергает его серии психологических экспериментов, которые обескураживают, пугают и в конечном итоге сбивают его с толку. Бедного Чеви собираются поджечь ради науки.

Этот остроносый маленький терьер - доброволец номер один в первый день амбициозного проекта, начатого эволюционным нейробиологом Гарвардского университета Эрин Хехт, чтобы ответить на основные вопросы о том, что делают собаки и почему они это делают. Она планирует в течение многих лет собирать данные о психологии и поведении сотен собак всех пород: как легко они заводят друзей, как хорошо себя ведут, как относятся к пылесосам. Четыре видеокамеры фиксируют реакцию Шеви на точно рассчитанные маневры экспериментатора. Из соседней приемной остальные члены команды Хехта наблюдают за происходящим через одностороннее зеркало.

После предварительных почесываний и поглаживаний студентка Гарвардского университета Ханна Маккуистион дает Шеви несколько лакомств, а затем кладет следующее под стеклянную банку. Он жадно обнюхивает его, а затем умоляюще смотрит на нее, качая головой вперед-назад, увеличивая циферки до максимума. Это классический ход, объясняет Хект: Столкнувшись с трудной ситуацией, собака быстро обращается за помощью к человеку". Через 20 секунд Маккуистион поднимает для него банку, и он заглатывает закуску.

Еще несколько простых тестов, затем она заводит Шеви в большую проволочную клетку и оставляет его одного в комнате. Он ерзает и тихонько поскуливает. Вскоре входит второй участник эксперимента, Стейси Джо, но она отворачивается и несколько долгих мгновений стоит лицом к стене, пока Чеви неподвижно смотрит ей в спину. Не устанавливая зрительного контакта и не разговаривая, она подходит к его клетке и садится ровно в 1 футе перед дверцей, устремив взгляд на его грудь. Шеви стоит неподвижно, прижав уши и слегка подрагивая. Говоря ненаучным языком, эта собака совершенно ошарашена. С другой стороны зеркала эта сцена одновременно мучительна и уморительна, как самое неловкое в мире свидание. Джо героически держит лицо прямо.

Данные этих тестов, а также образцы ДНК в конечном итоге дадут Хехту новые подсказки о том, что изменилось в собаках после их дикого скачка к приручению. Биологически они почти все волки; технически они являются подвидом Canis lupus familiaris, но они фундаментально отличаются от своих предков. Дикое животное можно приручить вручную, и оно может быть нежным и мягким. Но приручение - это совсем другая история. У собак и других животных, живущих с нами, терпимость и доверие выгравированы в генах и в мозгу.

Исследование Хехт - это способ получить представление о том, как нейронная материя развивается под сильным давлением окружающей среды - в данном случае, очень своеобразных обстоятельств жизни с другим видом, зависимости от него и любви к нему. "Я интересуюсь собаками как ради самих собак, так и ради того, что мы можем узнать о людях", - говорит она. "Но в более общем смысле, собаки - это отличный способ понять основные процессы, связанные с развитием мозга".

Она входит в число исследователей, пытающихся выяснить, как именно эти пушистики стали нашими поклонниками номер один, лижущими нам лицо, виляющими хвостами. Мы предпочитаем думать, что историю одомашнивания написали люди: Какой-то охотник-собиратель с галактическим мозгом похитил щенка волка, а затем сформировал новый вид как партнера, вынюхивающего добычу, сторожевого пса и компаньона. Но все чаще большинство исследователей считают, что именно собаки были авторами этой сказки. Давным-давно некоторые волки соединили свою судьбу с нашей, начав необыкновенный любовный роман, который навсегда спутал наши судьбы.

Хотя археология может помочь нам определить, когда и где произошло одомашнивание собаки (в настоящее время считается, что это произошло не менее 15 000 лет назад в Европе, Азии или обеих странах), кости в основном молчат о том, как и почему произошла эта история. Изучая других канид, таких как лисы и волки, и анализируя гены, поведение и мозг собак - их милый, дружелюбный, доверчивый мозг - исследователи разрабатывают новые идеи о том, как большой плохой волк стал маленькой милой собачкой. Одни утверждают, что их социальный интеллект делает их необычными; другие указывают на их преданность, эту глубокую душевную тягу к людям.

Будучи первым одомашненным видом, собаки также являются примером того, как другие млекопитающие - включая нас - стали такими. Ученые видят в их генах и разуме намеки на нашу собственную необычайно терпимую природу. На протяжении большей части пути человека от примата до гоминида, завоевавшего мир, наши четвероногие друзья были рядом с нами. Они - наши знакомые, наше эхо, наша тень, и теперь, когда мы пристальнее вглядываемся в их глаза, мы можем увидеть новый образ самих себя.

Белая собака на голубом фонеСобаки просто понимают нас, без всякого обучения, ожидая от нас помощи в решении своих проблем. Вурхи

Однажды вечером в 2011 году Хехт и ее миниатюрная австралийская овчарка Лефти лежали на диване и смотрели телевизор, когда на экране появилась передача о легендарных беляевских лисах. Дмитрий Беляев был советским генетиком в начале 1950-х годов, когда Москва подавляла генетические исследования как продукт империалистического Запада.

Не имея возможности открыто изучать выбранную им область, Беляев придумал гениальный план. Он мог бы экспериментально приручить лисиц, которых разводили ради их шуб. Поскольку животные, которых содержит человек, обычно размножаются чаще, официально он ускорил бы советское производство меха. Но в проект была бы вкрадена и наука. Его теория заключалась в том, что в результате селекции на приручение возникнет то, что сейчас называют "синдромом одомашнивания": более юное поведение и такие физические изменения, как белые пятна на животе и морде, висячие уши, более короткая морда и более мелкие зубы.

Серьезные исследования начались в 1959 году в Сибири. Партнеры Беляева отобрали животных, которые были одновременно менее пугливыми и менее агрессивными (эти черты обычно идут рука об руку), а затем скрестили их. Всего через четыре поколения, в 1963 году, когда сотрудница Людмила Трут подошла к клетке с лисами, один из детенышей вильнул ей хвостом. К 1965 году несколько молодых особей переворачивались на спину и скулили, требуя внимания, совсем как щенки. Исследователи также держали популяцию случайно выведенных контрольных животных, а позже - штамм чрезвычайно пугливых и агрессивных животных. Это эпохальное исследование продолжается и по сей день.

Хехт уже знал эту историю. Но шоу вызвало понимание: Никто не анализировал мозг лисиц. Обычно люди разводят коз, овец или других одомашненных животных по многим признакам, включая темперамент, размер и цвет шерсти, и все это может оставить непроизвольные следы в мозгу. Но различия между прирученными и обычными лисьими ногайцами могут быть обусловлены только отбором по поведению, что и сделали Беляев и Трут. Они выделялись бы как маяк, освещая, какие именно схемы или новая нейрохимия превращают маленькую рыкающую лисичку в милашку. И они указали бы путь к более глубокому пониманию того, как эволюция может изменить разум.

"С одной стороны, есть основной вопрос о том, как эволюционирует мозг", - говорит Хехт. "И более конкретный вопрос, который заключается в следующем: Каковы нейронные корреляты одомашнивания? Удивительно, но мы не знаем". По крайней мере, пока не знаем.

То, что она обнаружит, также может дать представление о нескольких новых теориях. Одна из них, сформулированная в 2005 году антропологом Брайаном Хэйром и психологом Майклом Томаселло, предполагает, что в давние времена некоторые необычайно смелые волки стали держаться рядом с людьми, чтобы добывать объедки, что привело к появлению менее робкой субпопуляции. Без страха, сдерживающего их, эти прото-волки могли использовать имеющиеся у них социальные навыки для понимания и общения с нами. Они самоодомашнились. В этом суть собаки, утверждают Хэйр и Томаселло: уменьшение страха, позволяющее развивать социальное познание, эту удивительную способность читать наши мысли. Они назвали эту идею "гипотезой одомашнивания".

Доказательством является то, что щенки просто понимают нас, без всякого обучения. Шимпанзе, например, с трудом понимают жесты, указывающие на них, но большинство дворняг понимают их сразу. То, что Чеви сделал, обратившись к МакКуистиону, чтобы решить свою проблему, - еще один пример. Он интуитивно знал, как попросить о помощи.

В сульси и педункулах мозга лисиц Хехт могла бы увидеть признаки того, что эта теория или другие попали в точку. Она написала Труту, который прислал несколько десятков образцов последних поколений русских лисиц и с помощью магнитно-резонансной томографии измерил относительный размер и форму различных структур в их мозге.

Хехт увидел изменения в частях лимбической системы и префронтальной коры, вовлеченных в эмоции и социальное поведение. Эти данные могут подтвердить "гипотезу одомашнивания", но не исключают и других конкурирующих идей. Эти первые результаты в основном подтверждают, что области мозга, которые, как можно было бы ожидать, будут отличаться, на самом деле отличаются. Для получения более точной картины постдок Гарварда Кристина Роджерс Флэттери добавляет еще одно измерение к анализу: она разрезает мозг лисицы на тонкие срезы и окрашивает их красителем, который выявляет нейрохимию. Она изучает пути нейронов, вырабатывающих нейрогормон вазопрессин, и подсистему серотонина, которые связаны с агрессией. Она также исследует клетки, вырабатывающие окситоцин, который способствует социальной связи. Существует множество возможных нейронных модификаций, которые могут привести к приручению, например, усиление схем, участвующих в социальных связях, или подавление систем, вызывающих приступы агрессии. Объединив исследования Флэттери со сканированием мозга, а также генетические данные третьего участника, генетика Анны Кукековой из Университета Иллинойса в Урбане-Шампейне, группа может создать Великую единую теорию мозга для укрощения - или, по крайней мере, его нейронную схему.

Белая собака на голубом фонеЧтобы завоевать доверие людей, собаки, возможно, со временем научились быть экспертами в управлении конфликтами. Вурхи

Когда Чеви отвечает на подсказки, он представляет не только себя, но и свою породу. В то время как все мы знаем, что питбули, пекинесы и ирландские волкодавы обладают разными характерами и навыками, Хехт надеется определить эти различия. Это еще один способ изучить, как селективное давление - в данном случае, размножение в питомниках - формирует мозг. В своей недавней работе Хехт проанализировал снимки МРТ 33 пород и обнаружил, что, например, у веймаранера в мозгу есть дополнительные участки, предназначенные для визуальной обработки, а у бассет-хаунда - для анализа запахов.

В той же работе Хехт изучил мозг бостонского терьера, в котором были обнаружены сети, связанные с социальной активностью. Чеви, похоже, не исключение. Все анализы сделаны, образец ДНК собран, и он врывается в приемную, молнией проносится вокруг, чтобы поприветствовать каждого человека в отдельности, маленький вихрь блаженства и радости.

Когда малыш заглядывает в глаза каждому человеку, в его мозгу (и в головах каждого из нас), вероятно, происходит небольшой всплеск окситоцина, свидетельствуют результаты исследования 2015 года. Этот гормон способствует укреплению связей, возможно, именно поэтому собаки так хороши в качестве животных для терапии или эмоциональной поддержки людей, переживших травму.

Этот вихрь экстаза создания друзей вдохновил конкурирующую теорию происхождения, которая фокусируется на чувствах, а не на познании: "их сердца, а не ум", по словам Клайва Уинна, ученого-бихевиориста из Университета штата Аризона. Вместе с коллегами Николь Дорей и Моник Уделл из Университета Флориды и Университета штата Орегон, соответственно, Уинн предполагает, что сущность собачьей идентичности связана с эмоциональными связями - любовью, если использовать редкое в науке слово. "В каком-то смысле это очевидно", - говорит Уинн. "Они удивительно ласковы. Этого просто избегали, отчасти потому, что это звучит не настолько серьезно, чтобы быть темой для исследования".

Исследователи наткнулись на это направление в 2008 году, когда задались целью найти дополнительные доказательства "гипотезы одомашнивания". Но их исследование собак и волков, проведенное методом "лоб в лоб", показало обратное. Хорошо социализированные волки из исследовательского института в Индиане легко следовали за жестами человека, в то время как некоторые приютские собаки, которые практически не общались с людьми, этого не делали. (Более поздние исследования показали, что койоты и даже некоторые ручные летучие мыши тоже могут это делать).

Еще один сюрприз был получен в результате простого теста, измеряющего количество времени, которое каждый канид проводит рядом со знакомым человеком. Собаки держатся рядом, а волки - даже дружелюбные ручные - нет. Собаки, рассудили они, обладают уникальным стремлением к установлению связей, даже с представителями другого вида. Каждый щенок рождается с этой способностью, включая около 750 миллионов бездомных "деревенских собак" по всему миру. Кстати, эта способность к формированию межвидовых связей также объясняет, почему домашние породы могут так бдительно охранять овец или уток.

Недавно биолог-эволюционист Принстонского университета Бриджетт фонХолдт обнаружила, что может быть причиной этой привязанности. В ДНК собак она и ее команда обнаружили маркер эволюционного давления на хромосоме 6. У людей эквивалентные мутации вызывают синдром Вильямса-Бурена, нарушение развития, которое приводит к неизбирательному дружелюбию, или гиперсоциальности. "Мне нравится думать, что, в очень позитивной, обожающей манере, возможно, у собак есть собачья версия этого синдрома", - говорит она. И в этом случае изменения изначально происходят в них самих, а не благодаря тому, что мы, люди, намеренно делаем".

Как именно несколько генных изменений могут превратить канида или человека в всеобщего лучшего друга, неясно, и по неизвестным причинам эта тенденция сильнее проявляется у одних собак - кашляйте, лабрадоры-ретриверы, - чем у других. В одном из тестов Хехта, известном как "задача на сопереживание", экспериментатор МакКуистион делает вид, что ударяет молотком по большому пальцу, и вскрикивает, как от боли. Некоторые животные прыгают на колени человека, зализывая искусственную рану. Шеви практически не обращает на нее внимания.

Тем не менее, исследования различных видов собак, выращенных в одинаковых условиях, показывают, что ни гиперсоциальность, ни теории социального познания, такие как "гипотеза одомашнивания", не отвечают на все вопросы. Начиная с десятилетия назад, команды Стокгольмского университета и Венского университета ветеринарной медицины в научном центре изучения волков начали выращивать группы собак и волков в лаборатории. В первые месяцы жизни щенки обеих групп находятся с людьми 24 часа в сутки; после этого животные живут в стаях с широким человеческим общением.

Эти эксперименты показывают, что собаки - это не просто волки с лучшими социальными навыками. Во-первых, ручные волки довольно приветливы; они радостно приветствуют своих воспитателей и ходят на прогулки на поводке. В 2020 году стокгольмская команда, к своему удивлению, заметила, что некоторые из их щенков интуитивно понимают жесты "fetch", как это делают собаки.

На самом деле, исследования, проведенные в Научном центре волков, показали, что в некоторых ситуациях эти дикие животные более терпимы, чем собаки: Собаки, получив общую пищу, держатся на расстоянии друг от друга. Волки сначала препираются и рычат, а затем мирно едят бок о бок. В одном исследовании пары волков и собак должны были сотрудничать, чтобы достать кусок мяса; волки работали вместе эффективно, но собаки были "ужасно плохи", говорит исследователь Сара Маршалл-Песцини. Когда она протестировала партнеров по сотрудничеству между волком и человеком и собакой и человеком, картина стала более ясной. Волки не боятся брать на себя инициативу, в то время как собаки держатся позади и ждут, пока человек сделает первый шаг.

Эти неожиданные выводы натолкнули Маршалла-Песцини на третью теорию самоотождествления: Возможно, переход был не новым социальным навыком или выражением любви, а скорее новой стратегией управления конфликтами. Люди, вероятно, убили бы смелых, напористых волков как угрозу. Но они могли терпеть покорных, избегающих протособак, рыскающих вокруг лагеря в надежде на подачку. (Агрессивные разновидности, вероятно, являются недавним явлением, результатом деятельности любителей собак в 18 и 19 веках, которые создали почти все современные породы).

Ее группа изучает деревенских собак, чтобы лучше понять социальную структуру собак и то, как они реагируют на людей. По сравнению с нашими домашними животными, эти свободно гуляющие животные, вероятно, гораздо больше похожи на ранних собак, которые были их давними предками - некоторые дружелюбны, некоторые застенчивы, все они находятся в непростых, амбивалентных отношениях с бесшерстными обезьянами, от которых зависит их выживание.

По краям этого исследования, как волк, крадущийся за костром, таится мысль о том, что мы тоже могли одомашнить себя. Это одна из причин, по которой Хехт надеется найти признаки прирученности; если ей это удастся, она сможет отыскать тот же рисунок в мозге домашних кошек по сравнению с дикими, а также в нашем сером веществе по сравнению с обезьянами. Версия антрополога Хейра о происхождении человека - "выживание самых дружелюбных" - предполагает, что, как и собаки, мы стали более доверчивыми и терпимыми друг к другу в нашем давнем прошлом, что в свою очередь позволило нам развить сверхнавыки общения - язык является одним из очевидных примеров.

Мысль о самоодомашнивании человека муссируется по крайней мере со времен Дарвина, но сегодня есть реальные доказательства, указывает приматолог Ричард Врангхэм с кафедры эволюционной биологии человека Гарвардского университета. Помимо нашей необычной (для приматов) терпимости к незнакомым людям и долгого подросткового возраста, мы демонстрируем некоторые физические черты, связанные с синдромом одомашнивания. По сравнению с нашими родственниками-гоминидами, у нас укороченные лица и меньшие зубы. В 2014 году Врангхэм с соавторами даже предложили возможный биологический механизм в клетках нейронного гребня, которые помогают формировать многие из этих частей тела во время эмбрионального развития. Следствием этого, каким бы неправдоподобным оно ни казалось в наше время, является то, что наш вид эволюционировал, чтобы мирно уживаться друг с другом.

В декабре 2019 года европейская группа обнаружила, что ген BAZ1B, расположенный в области Вильямса-Бюрена, влияет на форму лица, направляя такие клетки. Это может объяснить часть истории самоочеловечивания человека, говорит Врангхэм.

В лаборатории Хехта новый доброволец по имени Кода проходит через его тесты. (По совпадению, он тоже бостон-терьер). Для выполнения одного задания Маккуистион кладет лакомство на пол, говорит: "Нет! Не бери!", а затем закрывает глаза. Собаки знают, что означают закрытые глаза, поэтому в этот момент большинство из них выхватывают лакомство. Но только не Кода. Как отмечает его хозяин, он всегда был очень хорошим мальчиком. Он украдкой смотрит на угощение, облизывает губы, а затем хмуро смотрит в пространство, ожидая, откладывая и избегая конфликта, как и положено собаке.

По ту сторону одностороннего зеркала люди полностью поглощены этой драмой. "Гуд-бай", - говорит кто-то. Даже после того, как Маккуистион наконец разрешает ему съесть закуску, он все еще стоит и грустно смотрит на нее. В зале ожидания раздается хор: "Давай, Кода, бери!". Мы все видим его желание, чувствуем его сдержанность. Этого достаточно, чтобы задуматься, кто именно эволюционировал, чтобы читать чьи мысли.

Смотреть на собаку, даже через одностороннее зеркало, значит смотреть и на наш собственный вид - на то, что требуется, чтобы жить в гармонии, понимать друг друга, заменить страх и агрессию любовью и преданностью. Возможно, именно поэтому собаки так восхитительны. Они - живое напоминание о лучшей версии нас самих. После обеда, когда психологическое воздействие закончилось, Кода берет лакомство и встряхивается. В комнату заходит его хозяйка, и он запрыгивает к ней на колени, радостно пыхтя и глядя в ее глаза, а она смотрит прямо в его.

Эта статья опубликована в выпуске "Истоки" журнала "Популярная наука" за весну 2020 года.