По данным Национального совета по безопасности, ежегодно на американских дорогах погибает более 40 000 человек и миллионы получают травмы. Города по всей стране пытаются снизить человеческие потери от вождения, и новое исследование показывает, что создание велосипедных дорожек может помочь в этом.
Мы уже давно знаем, что езда на велосипеде - один из самых опасных способов использования дороги, говорит автор исследования Уэсли Маршалл, профессор гражданского строительства из Университета Колорадо в Денвере. Но даже несмотря на то, что езда на велосипеде опасна для велосипедистов, в городах с большей долей велосипедистов, как правило, более безопасные дороги в целом - как для пешеходов, так и для водителей.
"Города, дружественные к велосипедистам, не должны быть более безопасными, - говорит Маршалл. В конце концов, велосипедисты - самые опасные участники дорожного движения, и большее их количество на улицах должно означать большее количество травм и смертей". Однако каким-то образом они становятся безопаснее, как показала другая работа, написанная им в 2011 году. Чтобы понять, что происходит, Маршалл и кандидат наук Николас Ференчак, ныне профессор Университета Нью-Мексико, проанализировали тринадцать лет (2000-2012) демографических и дорожных данных из 12 крупных американских городов: Даллас, Хьюстон, Остин, Мемфис, Оклахома-Сити, Чикаго, Денвер, Канзас-Сити, Сиэтл, Сан-Франциско, Миннеаполис и Портленд.
"Это был просто огромный процесс сбора данных", - говорит Маршалл. В работе рассматривалось, как люди используют дороги в городах и районах, кто эти люди, и сколько травм и смертей произошло на их дорогах. Многие демографические данные, которые они собирали, такие как религиозная принадлежность и данные о голосовании, оказались не влияющими на вопрос безопасности. Но самая мощная переменная застала команду врасплох.
"Это не было безопасностью в цифрах, как ожидали некоторые люди, в плане того, что на дорогах стало больше велосипедистов", - говорит Маршалл. "На самом деле это была инфраструктура, которую мы для них создали".
Очень важно, что велосипедные дорожки, которые, по мнению исследователей, являются наиболее полезными, отделены значимым барьером от части дороги, по которой ездят автомобили. Маршалл приводит в качестве примера разделенные велосипедные дорожки в центре Ванкувера, где между велосипедами и автомобилями располагается посадник. Нарисованные на дороге линии не являются настоящими велосипедными дорожками: "Краска на самом деле никого не защищает", - говорит он.
Маршалл и его команда пока не совсем понимают, почему велосипедные дорожки помогают сделать дороги безопаснее для не велосипедистов, но он подозревает, что это как-то связано с тем, что велосипедные дорожки часто уменьшают количество дороги, доступной для автомобилей, заставляя водителей двигаться медленнее. Но важнее, что это работает, говорит он: "Я действительно заинтересован в том, чтобы просто сделать города безопаснее".
По его словам, крупные усилия по снижению смертности на дорогах часто могут погрязнуть в трудновыполнимом списке дел: данное исследование указывает на одну вещь, которую города могут сделать относительно легко.
"Такие вещи, как защищенные велосипедные дорожки, если мы действительно сделаем их правильно... то внезапно в большинстве городов появляется совершенно другое население, способное ездить на велосипеде". От детей до неохотно передвигающихся взрослых, это делает город более доступным. Это означает меньше автомобилей на дорогах, а значит, меньше пробок, чище воздух и меньше выбросов углекислого газа. Это также дает некоторое облегчение напряженным или переполненным системам общественного транспорта. Другими словами, не только любители велоспорта могут многое выиграть от дружелюбного города.
Марк Плотц, программный директор Национального центра велосипедистов и пешеходов, говорит, что такие свидетельства, как свидетельство Маршалла, могут помочь не велосипедистам поддержать идею велосипедных дорожек, дав им понять, какую пользу они получат. Помимо того, что велосипедные дорожки делают улицы менее аварийными, они также могут сделать обычное движение более терпимым для пешеходов и домовладельцев. "Большинство людей считают, что машины, проезжающие мимо их домов, едут слишком быстро. И на самом деле, это мнение о том, что машины едут слишком быстро, справедливо независимо от того, смотрит ли человек на входную дверь, пытается ли перейти улицу или едет по ней на велосипеде", - сказал он в интервью Popular Science по электронной почте. "Многие велосипедные объекты требуют перераспределения дорожного покрытия. Это может включать удаление или сужение полосы движения - это обычно называют успокоением движения".
Информация, полученная в этом исследовании, не распространяется на небольшие города, что Маршалл надеется изучить в следующий раз. Но есть основания думать, что связь между велосипедистами и безопасностью на дорогах сохраняется: другие крупные города по всему миру - включая Нью-Йорк, чьи данные о дорожном движении не были сопоставимы с данными из 12 исследованных городов из-за его размера - демонстрируют "схожие тенденции в целом", - говорит Маршалл. Больше велосипедистов, так или иначе, означает более безопасный город.