
Размышляя о новых способах борьбы с изменением климата, исследователь Оксфордского университета Том Ветцер в первую очередь обращает внимание на то, как незначительное повышение температуры может подтолкнуть Землю к критической точке. Например, небольшое потепление может вызвать таяние арктической вечной мерзлоты, в результате чего высвободится достаточное количество теплоулавливающего метана, чтобы испепелить планету.
Ветцер и его коллеги перевернули представление о переломном моменте, предположив, что небольшие изменения в политике или разработка новой технологии, например, могут привести к большим позитивным изменениям в том, как мы производим и потребляем энергию. Их предложение изложено в статье, опубликованной в журнале Science.
"Изменение климата несет в себе риски, которые так или иначе повлияют на жизнь большинства людей - и, конечно, последующих поколений", - сказал Ветцер, соавтор исследования. "Будь то экстремальные погодные явления, изменения в экономике или реакция политиков на эти климатические риски. Мы можем либо мириться с этими рисками и наблюдать, как они выходят из-под контроля, либо действовать, чтобы смягчить наихудшие последствия изменения климата".

Исследователи предлагают искать места, где небольшие изменения в системе могут дать большие результаты, которые они назвали "чувствительными точками вмешательства", или "SIP". Они выделяют два способа вмешательства в систему: "удар" и "сдвиг".
"Удар" по существующей системе не меняет основную систему, но, тем не менее, изменяет траекторию. Например, предоставление субсидий на солнечные батареи может "запустить" отрасль, сделав их более доступными и популярными, что позволит фирмам, занимающимся солнечной энергетикой, расширить масштабы деятельности, еще больше снизив затраты.
С другой стороны, "сдвиг" приводит к изменениям путем изменения основных правил лежащей в основе системы. Рассмотрим международные соглашения по климату. Переход от жестких положений Киотского протокола к более гибкой структуре Парижского соглашения предоставил странам больше вариантов решения проблемы изменения климата и стимулировал более тесное сотрудничество, говорят ученые.

Оба подхода будут необходимы для преодоления углеродного кризиса. "Учитывая масштаб необходимых изменений и сокращение времени, которое у нас осталось, использование преимуществ SIPs может стать одной из немногих оставшихся реальных стратегий", - сказал Ветцер.
Исследователи выделили один из таких SIP - заставить нефтяные и газовые компании быть более прозрачными в отношении того, как будущая политика по ограничению использования ископаемого топлива угрожает их прибыли. Такая откровенность может снизить стоимость запасов нефти и газа, тем самым отбивая у компаний желание разрабатывать новые месторождения нефти и газа, и одновременно стимулируя увеличение инвестиций в возобновляемые источники энергии.
Это может произойти в результате толчка или сдвига. Представьте, например, что ExxonMobil видит, что стоимость ее акций резко упала после того, как Калифорния повысила налог на бензин. Это может подтолкнуть остальную отрасль к раскрытию рисков, связанных с климатической политикой. В качестве альтернативы регулирующие органы могут просто заставить компании раскрывать информацию о таких рисках, что изменит методы работы отрасли. Трансформация может также включать в себя некоторую комбинацию этих двух вариантов. "Естественно, за ударом может последовать сдвиг", - сказал Ветцер. "Если крупный скандал в известной компании сделает климатический риск более значимым, за этим могут последовать институциональные изменения".
Конечно, заставить компании добровольно открыть свои книги будет непросто. "В конце концов, всегда найдутся люди, которые не согласятся и будут иметь четкие стимулы для сопротивления. Это факт жизни", - сказал Ветцер. "SIPs будет легче всего запустить, если система, на которую направлено вмешательство, созрела для изменений, то есть она близка к переломному моменту. И прелесть SIP в том, что как только срабатывает петля обратной связи, сопротивляться ей становится все труднее".

Так называемые "петли обратной связи" очень важны для того, чтобы это сработало, и именно поэтому нынешние подходы в основном неэффективны, говорит Ветцер. Это разница между тем, чтобы двигать валун по одному дюйму за раз и тем, чтобы столкнуть его с вершины горы и наблюдать, как он катится вниз". Лоббирование нефтяных компаний с целью заставить их инвестировать в возобновляемые источники энергии вряд ли приведет к большим результатам. С другой стороны, заставить нефтяные компании раскрывать информацию о климатических рисках будет проще, и в конечном итоге это может дать тот же эффект.
Этот принцип применим и к политике. По их словам, законодатели должны разрабатывать политику, которая изменяет политическую систему. В исследовании приводится Закон об изменении климата Великобритании 2008 года, который предусматривает сокращение выбросов парниковых газов на 80% к 2050 году. Исследователи описывают эту политику как сдвиг, поскольку закон изменил то, как будущие правительства принимают решения об изменении климата. В нем также были созданы комитеты, которым было поручено обеспечить выполнение климатической политики. "Благодаря установлению долгосрочной цели, созданию независимого контрольного органа и регулярному циклу сглаживания, закон усложняет будущим правительствам возможность отступления и создает дополнительное давление для амбициозных шагов в будущем", - пишут авторы.
Эта статья положила начало большой исследовательской программе в Оксфордском университете, направленной на выявление и использование преимуществ SIPs. В этой работе участвует междисциплинарная команда исследователей, работающих в самых разных областях, включая возобновляемые источники энергии, политологию, науку о сложных системах и финансовые рынки.
"SIPs - это путь вперед", - сказал Ветцер. "Мы должны действовать быстро и добиваться максимально возможного эффекта от предпринимаемых нами действий".