Дети прогуливают школу в знак протеста против изменения климата - это не просто разумно, это логично

Почему взрослые больше не имеют права возражать против радикальных действий своих детей.

Отредактировано 2023-25-06
Дети принимают политические меры для спасения окружающей средыДети предпринимают политические действия для спасения окружающей среды.

Всемирная волна школьных климатических забастовок, начатая замечательной Гретой Тунберг, докатилась и до Великобритании. Некоторые критики утверждают, что эти ученики-активисты просто прогуливают уроки, но я с этим не согласен. Выступая в качестве активиста климатической кампании и академического философа, я считаю, что школьные забастовки морально и политически оправданы.

Философия может помочь нам решить вопрос об оправданности прямых действий с помощью теории гражданского неповиновения. Она гласит, что в демократическом обществе неповиновение закону оправдано только тогда, когда другие альтернативы исчерпаны, а несправедливость, против которой протестуют, является серьезной.

В случае с забастовками в климатических школах, несомненно, несправедливость - угроза - является серьезной. Нет ничего более серьезного, чем та, которая стоит перед нами.

Кроме того, представляется разумным утверждать, что другие альтернативы действительно исчерпаны. В конце концов, люди пытаются пробудить правительства к климатической угрозе уже несколько десятилетий, а мы как общество все еще далеко от темпов, установленных даже такой консервативной организацией, как IPCC.

Но если это утверждение будет решительно оспорено, и будет предложено, что климатический активизм должен продолжать фокусироваться на обычной избирательной политике, тогда внимание может вернуться к предпосылке, что общество является демократическим. Действительно ли люди в Великобритании и других странах живут в "демократическом обществе", учитывая (например) значительно большую власть богатых и владельцев СМИ влиять на выборы по сравнению со всеми остальными?

Школьная забастовка в Мельбурне, АвстралияШкольная забастовка в Мельбурне, Австралия. Julian Meehan / Школьная забастовка, CC BY-SA

Я не хочу решать, действительно ли мы живем в демократическом обществе. Но что, конечно, делает этот вопрос особенно актуальным для школьных забастовок, так это тот простой факт, что в любом случае дети не имеют права голоса в этой демократической системе. И все же климатический кризис и, возможно, столь же катастрофический кризис биоразнообразия затронут детей гораздо больше, чем взрослых.

Наша "демократическая" система, похоже, имеет встроенную ориентированность на настоящее и слабость по отношению к вопросам долгосрочного значения, что серьезно подрывает ее претензии на демократическую легитимность. Поэтому философы, начиная с Эдмунда Берка в XVIII веке, иногда утверждали, что для того, чтобы сделать систему действительно демократической, нам необходимо каким-то образом включить в нее голоса прошлого и будущего и придать им реальную силу. Особенно, поскольку они подвергаются наихудшему риску: голоса детей и будущих поколений.

Таким образом, можно привести убедительный аргумент в пользу того, что участие детей в климатических акциях должно быть законным, поскольку у них даже нет возможности воспользоваться демократическими каналами (такими, какие они есть), которые взрослые считают само собой разумеющимися. Это особенно верно, если добавить, что для детей представляется разумным возражать против школьного образования, которое вполне может потерять свою актуальность в результате климатической катастрофы. Например, многое из того, как преподается экономика, бизнес-образование и информационные технологии, предполагает мир, который, вероятно, скоро перестанет существовать.

Взрослые потерпели неудачу

Если вас это убеждает, то все хорошо и отлично. Однако в этот момент я хочу немного выдернуть ковер из-под аргументов, которые я приводил до сих пор. Я хочу сказать, что если вы взрослый человек, как и я, то ваше мнение в любом случае не имеет значения.

климатическая забастовка в польшеПодвели взрослые? Молодые протестующие на недавних переговорах ООН по климату в Польше. Анджей Грыгель / EPA

Ибо жестокий факт заключается в том, что, как бы ни старались некоторые из нас, мы, взрослые, категорически подвели своих детей. Это тяжкая ошибка, возможно, худшее, что могут сделать млекопитающие, приматы, такие как мы: подвести тех, кого, как мы утверждаем, любим больше самой жизни. Мы поставили наших детей на путь к "будущему", в котором общество, каким мы его знаем, может рухнуть. И даже если мы осуществим беспрецедентную социальную трансформацию в течение следующего десятилетия, огромные временные лаги, встроенные в климатическую систему, означают, что ситуация будет ухудшаться еще долгое время.

И по этому случаю мы, взрослые, должны смиренно осознать, что теперь не нам указывать нашим детям, что им делать. Мы должны скорее взять на себя роль поддержки их восстания, спрашивая, как мы можем помочь им в их борьбе за выживание. Сейчас они вдохновляют нас.

Главная причина, по которой мы должны поддержать эти школьные забастовки, как я и сотни других британских ученых только что заявили, что сделаем это, заключается в том, что своим бездействием, которое привело мир, доставшийся им в наследство, к этой красивой развязке, мы, взрослые, потеряли моральное право делать что-либо еще.